Анализ неосознаваемых процессов. Предпосылки появления этого понятия

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Анализ неосознаваемых процессов

Предпосылки появления этого понятия:

Лейбниц

У него была идея непрерывности течения психической жизни. Т.к. она непрерывна, то осознавать все нельзя, есть идеи, которые не достигают сознания, под их влиянием появляются все непроизвольные поступки, они могут накапливаться и превращаться в осознанные желания и страсти.

Вундт

Есть фокус и периферия сознания. Процесс апперцепции.

Фрейд

Неосознаваемая, «бесСо» Мо.

3 класса неосознаваемых процессов:

1). Неосознаваемые механизмы сознательных действие. 2). неосознаваемые побудители сознательных действий 3). «Надсознательные» процессы. 4). Резерв органов чувств.

Неосознаваемые механизмы сознательных действие

1. Неосознаваемые автоматизмы 2. Явления неосознаваемой установки 3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Автоматизмы:

делятся на первичные (врожденные инстинктивные движения – глотание, сосание, чихание), они не могут быть осознаны и автоматизированные действия (навыки). Навыки характеризуются тем, что, во-первых, действие осуществляется быстро и точно, а во-вторых тем, что происходит высвобождение сознания. Но контроль как-то происходит (а как? – Гиппенрейтер): неоднородная картина сознания (фокус и периферия) накладывается на иерархическую структуру сложного действия. Соответственно может быть движение компонентов действия в поле сознания: в ситуации, когда исполнение действия затруднено, вторичные автоматизмы могут переходить в фокус сознания. Примеры навыков: двигательные (вождение автомобиля), слуховые (восприятие и понимание иностранной речи) перцептивные (все виды зрительных иллюзий, «бессознательные умозаключения» - Гельмгольц), умственные (решение математических примеров).

Установка

– готовность организма или субъекта к совершению определенного действия, к реагированию в определенном направлении.

Установка до Узнадзе

В психофизике сходное явление называлось готовностью к действию и доставляла массу хлопот исследователям, т.к. искажало результаты исследований и давало 2 типа ошибок: «ошибка ожидания», когда испытуемый предвосхищал изменение ощущения и тем самым искажалось ВР, и «ошибка привыкания», когда испытуемый реагировал на новый стимул так же, как на старый. В Вюрцбургской школе установка – это детерминирующая тенденция (по крайней мере, Асмолов так думает), это фактор, определяющий и направляющий протекание психического процесса.

Исследование установки в школе Узнадзе.

Основная задача – преодоление постулата непосредственности – объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознание, и в этой непосредственности определяет деятельность. Задача Узнадзе – найти такое опосредующее звено, которое само бы не принадлежало к категории явлений сознания. Признаками такого опосредующего звена являются (А. Е. Шертозия по Д. Н. Узнадзе): 1. Оно должно быть посредником как между физическими и психическими явлениями, так и между двумя психическими. 2. Оно не должно быть исключительно психологическим, он и не исключительно физическим или физиологическим по природе. 3. В нем должна быть представлена как физическая, так и психологическая детерминанта. 4. При переводе физических явлений в психические оно должно сохранять адекватность воздействия. 5. Оно должно быть целостно и неразложимо на отдельные элементы. 6. Оно должно предшествовать сознательным процессам.  Сначала Узнадзе долго искал особое состояние сознание, которое удовлетворяло бы этим критериям, но все упиралось в то, что в состояниях сознания не было качественного своеобразия. Тогда придумал установку. Установка – готовность организма действовать определенным образом или реагировать в определенном направлении. Как нашел – эксперименты: давал испытуемому сравнивать по весу 2 алебастровых шара. В первых 15 пробах больший шар давался в левую руку, а меньший – в правую. В 16ой пробе испытуемому давалось 2 равных шара. Проявлялось 2 вида иллюзий установки: 1. Контрастная – говорили, что левый шар меньше, чем правый (установка говорила, что должно быть наоборот, и рассогласование с реальностью дало такой результат). 2. Ассимилятивная иллюзия установки – говорили то же, что и в контрольных пробах (рассогласование с реальностью не замечалось). На втором этапе нужно было убедиться, что установка не принадлежит к явлениям сознания, является бессознательной. Для этого проводили тот же эксперимент, но первые 15 проб проводили под гипнозом, говорили, что когда проснется, ничего не будет помнить, а потом будили, и контрольную пробу проводили в состоянии бодрствования. Результаты повторились и подтвердили, что установка – бессознательное явление. Значение установки для субъекта: субъект, подготовленный к очередному действию, имеет возможность осуществить его более быстро и точно, следовательно – более эффективно. Но отсюда всякие казусы с установкой, когда реальное воздействие оказывается вовсе не таким, как ожидалось. Примеры установок: моторная (складываем пальцы, когда хотим взять что-то маленькое из закрытой банки), умственная (задачи Лаченса с переливанием жидкости), перцептивная (когда смотрим фильм, ужасов готовы испугаться любого шороха от соседа).

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий.

Это непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, психофизиологические показатели. Их значение: 1. Дополнительные средства коммуникации, 2. Используются как объективные показатели протекания психологических процессов.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Психоанализ. Неосозноваемые мотивы и смыслы. 

«Надсознательные» процессы

Индивидуальные.

Когда долгий процесс сознательных размышлений заходит в тупик, а потом через некоторое время решение находится как бы внезапно (инсайт). Отличается от сознательных процессов: субъект не знает итога, к которому приведет его этот процесс, а сознательный процесс имеет цель, следовательно и знание итога, во-вторых неизвестно время окончания этого процесса, а в сознательном процессе мы примерно представляем, когда все закончится. Примеры: творческое мышления, процессы перестройки в возрастных кризисах ,переживание больших событий или горя.

Надындивидуальные.

Социальные стереотипы. Усв. субъектом как членом общества тип действий, поведения и познания.   

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0