Разработка месторождений полезных ископаемых, конспект лекций, страница 20

2.4.1. Вскрышные работы - удаление пустых пород, доступ к полезному ископаемому от разрезной траншеи. Объем вскрышных ра­бот зависит от глубины залегания.

Для оценки целесообразности открытой и подземной разработ­ки существует понятие промышленного коэффициента вскрыши. Затраты на добычу I т угля открытым и подземным способами ста­новятся одинаковыми.

Сп - пл.себе стоимость 1т ПИ, добываемого подземным способом

Со - пл.себестоимость 1т ПИ, добываемого открытым способом без вскрыши, руб.

3 - затраты на удаление 1м вскрышных работ, руб.

Коэффициент этот условный, т.к. показатели затрат меняются с развитием техники.

В этом случае переходят на подземный способ добычи, т.е. граница открытых работ.

2.4.2. Добычные работы. - работы по извлечению ПИ после проведения по ПИ разрезной траншеи.

Вскрышные и добычные работы включают следующие процессы:

- подготовка горных пород к выемке;

- выемочно-погрузочные работы;

- перемещение горной массы из забоев на поверхность;

- отвальные работы для вскрышных пород;

- складские работы для полезного ископаемого. Подготовка пород к выемке, т.е. отделение части вскрышных пород или ПИ от массива производится БВР или непосредственно эк­скаваторами (водой). Бурение станками, _ скв.=150-200 или 100-120мм, ВВ - аммонит.

Погрузка пород и ПИ - экскаваторами (мехлопата, драглайн). Рыхлые и мягкие породы вынимаются и грузятся экскаваторами. Экскаваторы - одноковшовые, роторные и многочерпаковые.

Транспорт на карьерах - важнейший технологический процесс, т.к. перемещается много горной массы.

В России применяется железнодорожный, автомобильный, конвейерный и гидравлический транспорт.

Порода в отвалы - бестранспортное перемещение или любым транспортом.

Уголь транспортируется на ОФ или потребителям.

Пустая порода, в отвалы - внутренние (пологое падение) и внешние (крутое падение).

Во внешние отвалы порода перемещается ж.д. и автотранспор­том. Во внутренние отвалы - непосредственно экскаватором ЭШ 25/100, IOO/IOO с длиной стрелы до 100м и емкостью ковша 25м и более.

Для передвижки путей - путевые краны, путепередвигатели.

Автотранспорт - грузоподъемность 5-40т до 100 т.

2.4.3. Системы PMОC и их элементы.

Под системой открытой разработки угольных месторождений понимают установленный технологический порядок и взаимосвязь подготовительных, проходческих, вскрышных и добычных работ на уступах.

Система разработки считается эффективной, если она обеспе­чивает плановую  производственную мощность карьера, минимальные потери ПИ, низкую себестоимость, высокую производительность оборудования и безопасные условия труда.

По классификации проф.Е.Ф.Шешко различают следующий сис­темы разработки:

1- с поперечным перемещением вскрышных пород во внутренние отвалы

2- с продольным (вдоль фронта уступа) перемещением вскрыш­ных пород во внутренние или внешние отвалы 3 - комбинированные, объединяющие в пределах одного карьера

особенности систем I и 2 класса

I. Системы  разработки с поперечным перемещением, вскрышных

пород во внутренние отвалы.

Наиболее просты и экономичны. Но могут применяться при соответствующем оборудовании (драглайны до 100м, мех.лопаты -65м, транспортно-отвальные мосты в сочетании с многочерпаковыми экскаваторами).

Применяются эти системы при разработке горизонтальных и пологих залежей. Разновидности: 1-е непосредственной перевалкой вскрыши, 2-е кратной экскаваторной перевалкой, 3-е забойным отвалообразователем, 4-с незна­чительным объемом вскрышных работ.

2. Системы с продольным перемещением вскрышных пород во внутренние и внешние отвалы.