Электрические машины один их наиболее распространенных типов преобразователей энергии, страница 2

- устойчивость магнитов к размагничивающему действию внешних

- высокая температурная стабильность

- низкое значение магнитной проницаемости, приближающейся к магнитной проницаемости воздуха.

Применение магнитов с высокой энергией дает возможность уменьшить объем магнитов, размеры вращающейся части – индуктора, что обеспечивает снижение момента инерции и повышение быстродействия электрической машины.

Высококоэрцитивные магниты можно подразделить на две группы:

- магниты на основе самарий - кобальта (Sm-Co)

- магнитотвердые материалы на основе неодима железа и бора. «+» низкая стоимость,  высокая магнитная энергия; «-« термонеустойчив, поглощает водород из воздуха (опасно)

Конструкция магнитных систем ВДПТ.

Характеристики ВДПТ зависят не только от свойств магнитотвердых материалов, но и от конструкции магнитной системы. Классическими конструкциями магнитных систем являются конструкции с радиальным направлением потока и тангенциальным направлением потока. Для регулируемого электропривода, с точки зрения обеспечения динамических и массо-энергетических показателей, используется сборная конструкция типа «звездочка» в виде насаженного на вал магнитомягкого магнитопровода, по наружной поверхности которого расположены постоянные магниты, намагниченные радиально

Особого внимания для использования в ВДПТ заслуживают оптимизированные магнитные системы, позволяющие получить максимальное значение магнитного потока с единицы объема магнита, увеличить индукцию в воздушном зазоре, сохранив высокие энергетические показатели, увеличив удельный момент машины. Такой ротор получил название РОМС – ротор оптимизированный мозаичный сборный. Полюс РОМС состоит из магнитных сегментов, намагниченных в соответствии с направлением магнитного потока, и не содержит магнитомягких участков. Конструирование такой магнитной системы требует выполнения оптимизационных расчетов методом конечных элементов с использованием программных средств.

Лекция 3.

Конструкция роторов. Конструкция статоров. Конструкция ДПР. Ротор торцевой электрической машины.

Весьма перспективным представляется применение редкоземельных постоянных магнитов в торцевой электрической машине.

На валу 1 машины установлены два диска 2 из магнитомягкой стали, которая имеет хорошую магнитную проводимость (малое магнитное сопротивление). К дискам 2 крепятся сегментные постоянные магниты 3, на которые надета оболочка (бандаж) 4, из высокопрочного немагнитного материала. Между роторами располагается дисковая обмотка.

Постоянные магниты намагничены в аксиальном направлении и установлены на магнитопроводе таким образом, что на торцевых поверхностях роторов, обращенных к обмотке, образуется ряд полюсов чередующейся полярности. Постоянные магниты роторов включены последовательно, т.е. напротив северного полюса N левого ротора располагается южный полюс S правого ротора. Магнитный поток, выходя из северного полюса левого ротора проходит через воздушный зазор, в котором расположена обмотка, попадает на южный полюс правого ротора. Далее магнитный поток проходит через магнитопровод правого ротора, диск 2, и уходит на смежные магниты. Из северных полюсов смежных магнитов магнитный поток выходит и пройдя воздушный зазор в обратном направлении попадает на южные полюсы левого ротора. Пройдя через магнитную цепь диска 2 левого ротора, проходит на южные полюсы смежных магнитов и таким образом получается замкнутая цепь.

Достоинства торцевых электрических машин:

- возможность выполнения ротора большого диаметра.

- бандаж магнитов находится вне рабочего зазора и может быть выполнен сколь угодно толстым.

- высокий КПД.

- отсутствие осевых сил, действующих на подшипники

- отсутствие стальных участков магнитной цепи на статоре, и как следствие, малая индуктивность обмотки и высокая жесткость внешней характеристики.

- возможность применения сегментных или призматических магнитов, имеющих высокое значение вектора намагниченности.

Недостатки:

- высокие аэродинамические потери из-за малого отношения длины ротора.

- сложность сборки ротора

- сложность укладки обмотки в пространство между двумя роторами.

- трудности с обеспечение механической прочности обмотки.

Конструкции статоров

В ВДПТ:

1)пазовые статоры

2) беспазовые статоры

3) безстаторные

Анализ требований к электрическим машинам с учетом особенностей характеристик редкоземельных постоянных магнитов (высокое значение коэрцитивных сил по индукции и намагниченности, низкое значение магнитной проницаемости) показал что во многих случаях наилучшие массогабаритные показатели, а также удовлетворительные выходные параметры машин с высококоэрцитивными магнитами удается получить при использовании безпазовых статоров.

Основным видом обмоток, используемых в беспазовой электрической машине является трехфазная двухслойная обмотка которая широко применяется в пазовых машинах. Такая обмотка позволяет выполнять обмотку с любым шагом, имеет простую форму лобовых частей, одинаковые размеры всех катушек.

Распространенная в настоящее время технология изготовления двухслойной беспазовой обмотки приводит к необходимости разбивать обмотку на секции, каждой из которых соответствует некий фиктивный паз в зазоре беспазового статора.

Схемы соединения двухслойной обмотки при пазовом и беспазовом статорах идентичны.

Полюсное деление под пазом: т=z/2p=18/2*2=4.5;

Коэффициент укорочения обмотки: в=у/т=4/4,5;

Число пазов на полюс фазу: q=z/2pm=18/2*3*2=1.5;

Z -  число пазов катушки обмотки; m – число фаз; у- шаг обмотки по пазам; р – число пар полюсов.

Технология изготовления обмотки может быть различной. Рассмотрим некоторые из них:

1)  обмотка мотается на фторопластовой оправке

2)  В беспазовый статор, шихтованный из колец вставляются листы их немагнитного материала с пазами, в которые закладывается обмотка. В пазы закладывают клинья. Межобмоточное пространство заполняют компаундом.

3)  Можно делать каркас на который накладывается обмотка.

Датчик положения ротора.

1)  Индуктивный ДПР – основан на изменении магнитной проводимости под действием магнитного поля.

Принцип действия: