Особенности эксплуатации и ремонта электрических машин авиационного исполнения, страница 2

2)  Измерение сопротивления изоляции в эксплуатации. При текущих ремонтах измеряют только в случаях, когда не требуется расшиновка трансформатора. Оценка состояния изоляции проводится в том же объеме, как и при вводе трансформатора в эксплуатацию.

Капитальный ремонт без разборки магнитной системы.

Производят демонтаж термометра, пробивных предохранителей, цепей сигнализации и защиты, очищают наружную поверхность трансформатора. При обнаружении просачивания масла в сварных швах, фланцах, подвергают трансформатор избыточному давлению, полностью или частично слив масло. Если в день демонтажа наружных устройств и раскрепления крышки, активная часть не вынималась, то масло сливают до уровня верхнего ярма. Если ремонт намечено закончить за 1 прием, или надо сушить активную часть, масло сливают полностью.

Демонтаж начинают с расширителя, предохранительной трубы, после чего раскрепляют болты крепления крышки. Все отверстия в крышке закрывают глухими фланцами, используя для этого старые резиновые прокладки. Вынимают активную часть из бака вместе с крышкой, закрепляют над поверхностью бака на расстоянии 100-200 мм и осматривают ее, обращая внимание на места отложения шлака и загрязнения обмотки. Большие отложения шлака говорят о наличии перегрева в этих местах. После этого магнитную систему устанавливают над баком для промывки активной части маслом, после промывки активную часть полностью вынимают.

При ремонте проверяют качество прессовки магнитной системы, отсутствие деформаций магнитной системы, исправность паек и контакта в местах соединения отводов, состояние изоляции и отводов. Изоляция считается хорошей ( пригодной к дальнейшему использованию), если она эластична, не ломается и не дает трещин при изгибе под углом 90, имеет светлый цвет. В процесс эксплуатации происходит ослабление осевой прессовки обмоток либо за счет усыхания изоляции, либо за счет снижения осевых размеров обмоток и концевой изоляции от действия ударных сил при коротком замыкании. В случае ослаблении прессовки, изоляционные прокладки и детали свободно перемещаются рукой. Для устранения этих минусов производится подпрессовка обмоток ярмовыми балками  путем подтяжки гаек вертикальных шпилек. При значительном ослаблении прессовки ослабляют затяжку балок верхнего ярма и вертикальную стяжку между верхней и нижней ярмовыми балками. В обмотку закладывают дополнительную изоляцию в виде разрезных колец и прокладок, обмотки прессуют вертикальной стяжкой ярмовых балок, после окончания прессовки обмоток, измеряют сопротивление изоляции стяжных шпилек относительно корпуса. При ремонте осматривают витковую изоляцию и если обнаруживают места повреждений, витки изолируют предварительно высушенной лентой из маслостойкой лакоткани, которую пропускают между витками. В случае повреждения изоляции в удаленной части катушек, между витками закладывают полосу из электрокартона 0,3-0,5мм. В месте, где изоляция витка восстановлена, на катушку накладывают бандаж из товтяной ленты в полуперекрытие. Частичный ремонт магнитной системы начинают с проверки чистоты вентиляционных каналов и отсутствия на их поверхности мест перегрева. Признаками перегрева служат цвета побежалости (изменения цвета стали на желтый, синий, фиолетовый и.т.д.).  Проверяется плотность прессовки активной стали ярма (проверку ведут так же, как и у машин), качество изоляции пластин, сопротивление изоляции стяжных шпилек, сопротивление изоляции ярмовых балок относительно  активной стали, состояние заземления, перемычек между магнитной системой и ярмовой балкой. Если сопротивление изоляции одной или нескольких шпилек много меньше остальных или равна нулю, шпилька извлекается из отверстия в ярме вместе с изолирующей трубкой и осматривается. При наличии на них перегрева, замыкающих листов активной стали ( проверяется с помощью переносной лампы), верхнее ярмо разбирают, а пластины при необходимости подвергают переизолировке. Поврежденные шпильки и трубки заменяют новыми. При хорошем качестве  изоляции замеряют сопротивление изоляции ярмовых балок, устанавливается на месте заземления лента стяжной шпильки, затягивается гайками и раскернивается.

У магнитной системы с бесшпилечной конструкции подпрессовка ярм производится подтяжкой гаек на внешних шпильках, полубандажах, скобах. Проверяют качество полубандажа, отсутствие в их цепи замкнутого контура. При ремонте устройств переключения, осматривают контактные соединения переключателя и отводов, плотность прилегания контактов, проверяют зазоры между ламелями щупом, измеряют переходное сопротивление. Для предупреждения появления налета на контактах, их протирают техническими салфетками, смоченными в ацетоне или бензине. При осмотре отводов обращают внимание на их изоляцию. Признаком плохого контакта, работающего в масле,  является потемнение изоляции, отложение на их поверхности черной спекшейся массы. Дефектные соединения перепаивают.

После ремонта крышка комплектуется вводами, измеряется сопротивление изоляции стяжных шпилек. После переходят к предварительным испытаниям: определяется коэффициент адсорбции изоляции обмоток, емкостных характеристик,. Если дефектов нет, активная часть устанавливается в бак, собирают узлы крепления и устанавливают крышку, уплотнения между крышкой и баком заменяют.  После установки активной части и крышки, бак заполняют сухим чистым маслом чуть выше уровня ярма. Для выхода из бака воздуха одно из отверстий крышки держат открытым. После установки крышки, заливки масла, монтируют наружные узлы. После полной сборки доливают масло и испытывают на герметичность. Для проверки на герметичность в пробку расширителя устанавливают трубу с воронкой, высота трубы зависит от  размеров радиатора и составляет

1,5-0,9м. Такой уровень масла выдерживается в течение 3 часов. Если снова появится течь, ее устраняют и снова ставят под давление на 3 часа.

После проверки на герметичность масло спускают через нижний кран и ведется наблюдение за работой маслоуказателя. Если он исправен и сообщается с расширителем обоими патрубками, то уровень масла понижают плавно. Через 8-10 часов после доливки масла берут пробу для сокращенного химического анализа и испытывают на электрическую прочность. После окончания ремонта трансформатор подвергают контрольным испытаниям, измеряют характеристики изоляции, испытывают главную изоляцию приложенным напряжением, измеряют сопротивление изоляции постоянному току.