Авиационные бесконтактные генераторы и бесконтактные вентильные электродвигатели, страница 9

Рисунок 21

Однако необходимость размещения подмагничивающих проводников внутри полого вала также связана с трудностями. Обычно  ПО  рассчитывают так, что ток в них максимален при   холостом ходе и снижается по мере увеличения нагрузки, что способствует росту Фв и стабилизации напряжения генератора.

1.8 ПРИМЕНЕНИЕ БЭГ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ

В последнее время  благодаря, созданию высококоэрцитивных., магнитотвердых материалов с большой магнитной энергией существенно повысился интерес к энергетическим BЭГ. с постоянными  магнитами. БЭГ с постоянными магнитами начинают широко использоваться в автономных энергетических установках, на транспорте, на летательных аппаратах и в других областях, как высоко надежные генераторы и двигатели. На их основе эффективно peaлизуются вентильные генераторы и бесконтактные двигатели по­стоянного тока. Широкое распространение   получили  БЭГ с постоянными магнитами в электромашинных преобразова­телях электроэнергии  (преобразователях рода тока, частоты, числa фаз и т. п.), используемых как в стационарных, так и в бортовых энергоустановках.

 Хорошие перспективы открываются перед генераторами с по­стоянными магнитами на основе РЗМ в авиационной энергетике.  Как известно, авиационные электрические генераторы приводятся во вращение от авиадвигателей, у которых частота вращения вала во время полета существенно меняется. Для стабилизации частоты генерируемого тока во многих случаях применяют привод посто­янной частоты вращения (ППЧВ) гидравлического или пневмати­ческого типов, который помещается между авиадвигателем и элек­трическим генератором, обеспечивая надежность такой системы обычно недостаточно высокая, а стоимость – большая.Поэтому в последние годы наряду с совершен-ствованием ППЧВ разрабатывают системы ПСПЧ (переменная скорость—постоянная,, частота), в которых генератор связывается  непосредственно  с  авиа­двигателем  и  вращается  с  переменной скоростью, а генерируемый  ток  преобразуется  в  полупроводниковом преобразователе частоты  так, что его частота сохраняется постоянной. Как показали исследования,  использование в схемах с ПСПЧ генераторов с постоян­ными магнитами при увеличении числа полюсов и фаз весьма перс­пективно. Одно из интересных  направлений  при  разработке  подобных  авиационных  генераторов связано с отказом от выполнения генератора  в  виде самостоятельного конструктивного  агрегата  и  его  поэлементном   рассредоточении  внутри  первичной силовой установки,   например,   турбореактивном авиадвигателе. Постоянные магниты из РЗМ крепят непосредственно на валу компрессора авиадвигателя,  а  якорь размещают на корпусе  авиадвигателя  в  наиболее  удобных  для этой цели местах. Такая электрическая маши на,  органически объединенная  с   первичной   силовой   установкой  (т. е. имеющая интегральное исполнение), обладает высоким

КПД, имеет меньшее число конструктивных деталей  и  узлов  (в ней нет специальных подшипников,  уплотнений,  боковых   щитов,   от­дельного корпуса и т. д.)  и, что весьма важно, может использо­ваться  не  только как генератор, но и как стартер (в режиме элек­тродвигателя) для запуска первичной установки. Особенно компактными и легкими получаются генераторы термоинерционного типа с постоянными магнитами из РЗМ. Напри­мер, генератор объемом 150 см3 в минутном режиме может развить.  мощность   I   кВт при л=3000 об/мин.

1.9 БЕСКОНТАКТНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ГЕНЕРАТОРЫ С ОБМОТКАМИ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Несмотря на достоинства БЭМ с постоянными магнитами, их применение носит ограниченный характер из-за плохих регулиро­вочных свойств.  В системах, где требуется плавное и глубокое ре­гулирование показателей и высокий уровень их стабилизации, ши­роко используются БЭГ с обмотками возбуждения (БЭГ с элек­тромагнитным индуктором). Изменяя ток в обмотках, можно плавно менять магнитный поток и связанные с ним показатели БЭГ.

БЭГ с обмотками возбуждения (ОВ) прошли интересный путь развития и отличаются большим многообразием конструкций. Их эволюция сопровождается непрерывным поиском новых техниче­ских решений, осуществление которых в рапной степени опирается как на фундаментальные физические законы, так и на конструк­торское творчество инженера.

    В качестве возбудителя можно использовать вращаю­щийся трансформатор ВТ, асинхронный АВ и синхронный СВ  возбудители.

Вращающийся трансформатор (Рисунок 17) содержит на статоре первичную цепь с обмоткой 01 и сердечником С1, а на роторе — вторичную цепь с обмоткой О2 и сердечником С2. Сердечники С1 и С2 разделены минимально возможным

Рисунок  22 Бесконтактные электрические генераторы с обмотками возбуждения.

конструктивным зазо­ром . При питании обмотки 01 пере­менным током образуется переменный магнитный поток, замыкающийся че­рез сердечники Cl, C2 и зазор б. Этот поток наводит ЭДС в обмотке 02, под­ключаемой к основной обмотке воз­буждения ОБ через НВ. Все процессы во вращающемся транс­форматоре протекают так же, как и в обычном трансформаторе. Разница заключается лишь в ослабленной ин­дуктивной связи между первичной и вторичной обмотками из-за дополни­тельного зазора в магнитопроводе.  Конструции ВТ отличаются большим многообразием (одно- и многофазные, цилиндрические и торцовые и т. п.). Снижение габаритов ВТ может осуществлять­ся путем повышения его рабочей частоты, в частности при его пи­тании токами высших гармоник, выделяемыми из якорной цепи.

Рисунок 23 Схемы вращающегося трансформатора  и  асинхронного возбудителя

Достоинство ВТ — независимость процесса трансформации энергии от частоты вращения ротора БЭМ, поэтому он может ис­пользоваться в мощных синхронных бесконтактных двигателях с переменной скоростью, питаемых от преобразователей частоты, а также в системах с тихоходными БЭМ. Однако схема с ВТ имеет ряд существенных недостатков, главным из которых является не­обходимость проектирования первичной цепи ВТ на полную мощ­ность цепи возбуждения БЭМ, поскольку трансформатор обеспе­чивает лишь электромагнитную передачу энергии от статора к ро­тору.