Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III

Страницы работы

381 страница (Word-файл)

Содержание работы

 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ХРЕСТОМАТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МОСКВА - 1998

ХРЕСТОМАТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Составитель, 

автор предисловия, примечаний,

биографических сведений,

указателя имен

профессор Л. В. МАРДАХАЕВ

ТОМ III

МОСКВА - 1998

Рецензент:

М.В. Фирсов - доктор исторических наук.

Е.Г. Силяева – доктор педагогических наук.

В хрестоматию включены произведения известных и малоизвестных авторов по педагогическим, психологическим и философским проблемам, отражающие развитие социально-педагогической мысли. Пособие составлено с учетом проблем учебного курса истории и содержания социальной педагогики.

Книга предназначена для студентов, изучающих социальную педагогику. Она может быть полезна для аспирантов, преподавателей и исследователей проблем социальной педагогики.


Предисловие

Третий том хрестоматии включает работы, посвященные свободному воспитанию. Выделение идеи свободного воспитания как части социального воспитания обусловлено тем, что идеологи этого направления выступали за создание такой средовой ситуации для воспитания, которая бы ребенку  позволяла ему, как изначально чистому и нравственному существу наиболее полно развиться и сформироваться.

Идею свободного воспитания обосновал известный французский педагог Ж.Ж. Руссо. В России ведущим теоретиком, пропагандистом и практиком свободного воспитания был выдающийся русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой. Его перу принадлежит целый ряд работ, в которых он решительно отстаивал необходимость свободного воспитания детей. В Ясной Поляне им была организована школа для крепостных детей и он лично длительное время проводил эксперимент по внедрению идей свободного воспитания в школе. Дневники и размышления Л.Н. Толстого по результатам своей педагогической практики также нашли отражение в его публикациях.

Другим не менее активным пропагандистом идей свободного воспитания был известный педагог Константин Николаевич Вентцель. Он всю свою педагогическую деятельность посвятил обоснованию этой идеи. Накануне и в первые годы Советской власти он активно приветствовал изменение государственного строя, видя в этом возможность для наиболее полной реализации свободного воспитания подрастающего поколения.

В педагогической литературе нашли отражение работы по обоснованию идеи свободной школы - реализации свободного воспитания в условиях школы. Эта идея принадлежит известному педагогу, профессору, заслуженному деятелю науки РСФСР Николаю Владимировичу Чехову (Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа). Однако эта идея не нашла развития в нашей стране.

Идеи свободного воспитания в России получили достаточно широкое развитие. В 1907 году русским просветителем, издателем и педагогом Иваном Ивановичем Горбуновым-Посадовым было положено начало издания специального журнала “Свободное воспитание”. Журнал издавался по 1918 год. На его страницах выступали педагоги, врачи, психологи. Они анализировали многие проблемы социальной педагогики, высказывали суждения, предложения по развитию всей системы обучения и воспитания в России. Многие идеи не утратили актуальности и в настоящее время. К сожалению, журнал прекратил свое существование в 1919 г. И.И. Горбунов-Посадов был издателем серии “Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей”. В ней издавались работы различных авторов-практиков, людей реализующих идеи свободного воспитания.

Рассматривая идеи свободного воспитания, следует выделить работу  А.М. Обухова “Свободное воспитание и дисциплина” (второе издание, 1912 г.), в которой был дан подробный анализ идеи свободного воспитания. Интересны в этом отношении рассуждения автора о необоснованности многих основополагающих идей свободного воспитания о “чистом листе”, “чистой нравственности” и др. Опираясь на труды известных психологов, педагогов практиков своего времени,  он доказывает необоснованность позиций теоретиков свободного воспитания. В то же время автор показывает ту большую позитивную роль, которую оказали труды по свободному воспитанию, способствуя поиску новых, наиболее эффективных методов и средств обучения и воспитания, реформированию всей системы обучения и воспитания.

Работы, представленные в хрестоматии, систематизированы по разделам.

В первом разделе собраны труды, основоположников идей свободного воспитания. Это прежде всего работы Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля.

Во втором разделе представлены труды различных авторов, развивающих идеи свободного воспитания, в частности работы,  Н.Е. Румянцева, Н.В. Чехова, Н. Кареева и др. В этом же разделе представлена и работа А.М. Обухова “Свободное воспитание и дисциплина”. Такой подход позволяет видеть и положительные стороны, и недостатки идей свободного воспитания.       

Третий раздел полностью посвящен материалам, опубликованным в журнале “Свободное воспитание”. В него вошли статьи основателя журнала И.И. Горбунова-Посадова, И. Накашидзе, Н. Воронова и др. Ряд статей журнала нашли отражение и в первых двух томах хрестоматии. Представляя работы отдельных авторов, включались и их статьи, которые были ими опубликованы в журнале “Свободное воспитание”. Такой подход позволял наиболее полно осветить идеи социальной педагогики, разработанные этим автором.  В целом о материалах, посвященных идеям социальной педагогики, опубликованных в журнале “Свободное воспитание”, можно судить по совокупности трех томов хрестоматии.

К сожалению, и в третьем томе имеются работы авторов, сведения о биографии которых также не удалось найти.

В конце хрестоматии предлагаются краткие сведения об авторах, упоминавшихся в статьях тома. Это краткие сведения об этих людях. Как и в первых двух томах, здесь имеются белые пятна, требующие поиска и уточнения представленных сведений. Такая работа продолжается, и сведения будут восполнены при подготовке следующих изданий хрестоматии.

_____________

Трехтомное издание отечественной хрестоматии позволяет познакомиться не только с развитием отечественной социальной педагогики, но и зарубежной. Оно дает достаточно полное представление о развитии социальной педагогики как теории и практики в целом.     


Раздел I. Основоположники идей

свободного воспитания в России

             Л. Н. Толстой*

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

              (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание.

Похожие материалы

Информация о работе