Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.)

Страницы работы

200 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.Л.Прохоров


РОССИЙСКОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ
БЛАГОТВОРЕНИЕ:
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ

(XIX - начало ХХ вв.)

МОСКВА - 1998


Рецензенты: 

Павлов В.С. - академик Академии социального образования, профессор, доктор исторических наук МГСУ;

Ляшенко Л.М. - кандидат исторических наук, доцент МГСУ

Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора, академика Международной академии информатизации Еськова Г.С.

© Прохоров В.Л., 1998

© МГСУ, 1998


ВВЕДЕНИЕ

“История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества”.

Н.М.Карамзин

Совсем скоро ХХ век уйдет в историю. С чем мы вступим в XXI столетие, зависит от нас. Наши предшественники оставили нам великую страну и большое наследие.

Давайте возьмем в руки тяжелые фолианты и перелистаем пожелтевшие страницы нашей социальной истории.

О чем они говорят?

Оглядываясь назад, мы с тревогой, интересом и удивлением, заглядывая в свое прошлое, ищем в его социально-историческом, нравственном опыте ответы на непростые проблемы дня сегодняшнего. Осознаем, в чем потеряли себя, что утрачено из российских традиций, лучших качеств русского народа...

Однако необыкновенно сильны социальные истоки, крепка и велика наша вера и надежда на восстановление духовности и нравственности, предприимчивости и милосердия, творения блага людского. Ныне все острее мы ощущаем потребность в деловой и духовной преемственности, особенно отличавших россиян на крутых поворотах многовековой истории.

Предоставляемая свобода деловому, талантливому, предприимчивому человеку, и, одновременно с этим, интерес деловых людей к традициям благотворения на Руси - одна из наиболее важных и вселяющих оптимизм черт нашего тревожного и драматического времени.

Милосердие - глубоко естественная потребность человека. Благотворение - веками формировавшаяся социальная особенность, качество характера русского православного народа.

Исторический опыт этой деятельности имеет свои национальные особенности. Связаны они с давними традициями русского православия, делового мира Руси. Сегодня они позволяют сказать, что у предпринимательства и благотворительности в России - прекрасное прошлое, трудное и драматическое настоящее, оптимистическое будущее.

И предпринимательство, и благотворительность как на Руси, так и в современной России имели и имеют свою историческую перспективу. Ибо великое историческое прошлое позволяет увидеть истоки неистребимости в наших соотечественниках и предприимчивости, и милосердия.

Вот те мысли, которые стали исходными при написании настоящей работы.

В ней рассматриваются основные вехи истории благотворения делового мира России, его социальные истоки, актуальные проблемы предпринимательского благотворения в XIX - начале ХХ вв., их влияние на социальное состояние российского общества.

Рассчитана на исследователей социальных проблем, преподавателей и студентов, аспирантов и работников социальной сферы, широкий круг читателей, интересующихся вопросами социальной истории Отечества.

Автор заранее выражает признание читателям за дельные предложения, замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшей работе.


Глава I.
русь изначальная:
социальные проблемы становления

“Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал...”

А.С.Пушкин

“А в сердце светит Русь”.

Сергей Есенин

Этими строками великих поэтов России ныне выверяется отношение к нашей истории. В далекое прошлое уходят ее корни.

Проблема становления социальной общности славян, истоков Отечества, его культуры является одной из актуальных и основополагающих в социальной истории России. Учеными, исследователями ведутся дискуссии, определяются различные плюралистические подходы, оценки этого изначального периода истории докиевской и доновгородской Руси.

В этом разделе исследуются следующие основные направления проблемы:

*  вопрос о происхождении славян. Древние авторы о славянах;

*  социально-экономический строй восточных славян в VI-IX веках;

*  культура и верования древних славян.

* * *

Изучение социальной истории России целесообразно начинать с истории наших предков - славян и их соседей, с постановки вопроса - откуда пошла земля Русская?

Сегодня на этот вопрос нет точного и однозначного ответа, так как формирование этнической карты Отечества началось в отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не было письменности, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.д.) не информируют о языке - важнейшем этническом признаке.

Происхождение этнонима “славяне” объясняется по-разному. Уже в средние века славянские народы, помня о своем родстве, искали прародителя с именем “Слав”, подчеркивая тем самым общность распространенных во всем славянском мире личных имен с этим корнем: Ярослав, Владислав, Свентослав, Мирослав и др.

Ныне лингвисты связывают имя славян со словами “свой”, “свободный” или “слава”, иногда возводят это название к существительному “слово” (“словяне”- владеющие словом, то есть говорящие понятно, - в отличие, например, от “немцев”, “немых”, изъясняющихся на незнакомом наречии).[1]

Прародителями русского народа являлись наши далекие предки славяне - крупнейшие в Европе группы народов, которые были связаны между собой родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В нее входили восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

Истоки древней истории славян относятся, вероятно, к эпохе бронзы (III-II тысячелетие до н.э.). В это время в Европе выделились племена, которые говорили на прасловянском языке.

Закончилась она в VI-VIII веках, когда у славян произошло разложение первобытнообщинного строя, начали зарождаться феодальные отношения, классы, государственность, формироваться отдельные славянские племена и народности.

Античные авторы мало знали о регионах, расположенных к Северу от Дуная и Черного моря, то есть о тех ареалах, где происходил славянский этногенез. Этим объясняется скудность, бедность письменных источников времен античности по истории древних славян.

Славяне как особая этническая группа впервые упоминается в письменных источниках античных авторов в первых веках нашей эры. “Склавены, склавины, стлавы, стлавены” - так именовали славян византийские авторы.[2] Римские историки Плиний Старший, Корнелий, Тацит, греческий географ Клавдий Птолемей кратко и отрывочно сообщали о славянских племенах, живших на территории бассейна реки Вислы и побережья Балтики, которых они называли венедами.

Похожие материалы

Информация о работе