Материнская форма поведения (зоопсихология), страница 2

6.  Что необходимо для запуска этой формы поведения (внутренний – гуморально-гормональный статус и внешний пусковой стимул).

Для  запуска материнского поведения необходимо наличие определенного гормонального статуса (уровень окситоцина и пролактина в крови).

Первое кормление является тем «разрешающим механизмом», который включает гормональный механизм на рефлекторном уровне.  Например, в роддоме только что родившегося малыша прикладывают к груди матери и впрыскивают ему в ротик несколько капель грудного молока. Для того чтобы ребенок начал сосать сосок, тем самым стимулируя механизм лактации.

Материнское поведение включается и самим внешним видом детеныша: непропорционально большая голова, укороченное лицо, выпуклый лоб, круглые глаза, пухлые щеки.

7.  Можно ли эту форму поведения отнести к приобретенному поведению.

Приобретенным поведением(в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.  Исходя из данного определения, можно сказать, что материнское поведение не является приобретенным. Материнское поведение чисто инстинктивно. Рождение детеныша, первый уход за ним (вылизывание), манипуляции с последом входят в жесткую инстинктивную программу материнского поведения.

8.  Приспособительное значение данной формы поведения.

Материнская форма поведения имеет ярковыраженные приспособительные  признаки. Они проявляются в естественном отборе после рождения и в период вскармливания потомства (например, более здоровые детеныши имеют возможность чаще сосать молоко у матери и мать в свою очередь их не прогоняет для того, чтобы дать питание более слабым щенкам). Наличие здорового и сильного потомства, выжившего в сложных условиях естественной среды, является важным фактором для сохранения вида.

9.  Чем по данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих (или на кого из животных это похоже).

По данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих тем, что животное никогда не уговаривает своего детеныша поесть, в отличие от человека. У людей стадия привязанности и покровительства может не заканчиваться на протяжении всей жизни, когда у животных она всегда завершается. Тем, что человек может подавлять в себе материнский инстинкт по каким либо соображениям или жизненным обстоятельствам.

10.  Заключение

Я выбрала тему «материнская форма поведения» так как она мне очень близка и интересна. Поскольку сама скоро стану мамой!

Я считаю, что данная форма поведения одна из жизненоважных форм, поскольку от нее зависит сохранение и продолжение рода.

11.  Список использованной литературы:

1.  Полякова О.Н. Рабочая тетрадь по зоопсихологии и сравнительной психологии / О.Н. Полякова, А.А. Лебедев – СПб.: Речь, 2012г. – 48с.

2.  Фабри К. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.