Политико-правовые взгляды декабристов после 1825 года

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Юревич Анна Викторовна

(группа Ю-17)

«Политико-правовые взгляды декабристов после 1825 года»

(курсовая работа)

защищена «___»___________200__г.

с оценкой _____________________

научный руководитель Емцов Г. Н.,

кандидат юридических наук

_________________ (подпись)

Красноярск, 2007
Содержание:

1.  Введение................................................................................... 3

2.  Глава I: Взгляды декабристов на политику и государство.. 6

2.1.1.  Занятия декабристов историей в период пребывания на забайкальской каторге...................... 6

2.1.2.  Участие декабристов в судьбе ссыльных петрашевцев............................................................... 11

3.  Глава II: Взгляды декабристов на право............................. 14

3.1.1.  Общественно-политическая деятельность декабристов после «амнистии»................................ 14

4.  Заключение:........................................................................... 19

5.  Использованная литература:................................................ 21


Введение.

«Декабристы оказали сильное воздействие на своих современников, в частности на развитие передовой исторической мысли в России», - пишет В. Е. Иллерицкий, автор фундаментального исследования революционной исторической мысли в России. Между тем в историографии декабризма недостаточно изучены вопросы формирования и развития исторических взглядов декабристов. В частности, наименее изучены занятия декабристов историей на Благодатском руднике, в Читинском и Петровском казематах и т.д.

Передовые люди своего времени, декабристы ненавидели деспотизм, крепостничество и верили в торжество идей свободы, в счастливое будущее Отчизны. Эти обстоятельства определяли круг их научных интересов и занятий, в том числе исторических, в годы сибирской каторги и ссылки.

Возвратившиеся в европейскую часть России декабристы и после 30 лет изгнания чувствовали свою необходимость и силу. «Они являлись в русском обществе, - отмечали современники, - не как нечто чуждое и отжившее, а как сила живая… оригинальная и… полезная…».

В декабрьские дни 1825 года, в сибирской ссылке и после «амнистии» они служили своим идеалам, целям революционной борьбы.

Среди поистине необозримого моря декабристоведческой литературы мы не найдём исследований, специально посвящённых изучению взглядов декабристов после восстания, во время ссылки и после неё. В течении 13 лет многие из участников движения находились вместе, сначала в Читинском, а затем в Петровском казематах, декабризм не только оставался цельным общественно-политическим течением, но и продолжал развиваться – в этом и есть актуальность данной темы. Но, к сожалению, она мало изучена, дальнейшему, после революционному, развитию движения декабристов не уделяется должного внимания.

Как уже говорилось, проблема, поставленная в данной работе, практически не имеет своей историографии.

Кодан С. В. «Сибирская ссылка декабристов (историко-юридическое исследование)»: В книге раскрывается место и роль ссылки в Сибирь в карательных мерах самодержавия против движения декабристов, показывает центральный и местный аппараты управления сибирской ссылкой декабристов, исследуется секретное полицейское законодательство, определившее правовой статус революционеров в ссылке. Автор описывает сибирские политические процессы над ссыльными декабристами как средство подавления царизмом проявлений дворянской революционности в условиях изгнания. Специальный  раздел посвящён подготовке и проведению «амнистии» декабристам в 1856-1861 гг. В книге использован большой фактический материал, в том числе и архивный.

«Декабристы и Сибирь», редакционная коллегия: О. Н. Вилков, Н. Ж. Жугдурова, И. И. Кириллов, И. И. Комогорцев, А. Н. Копылов (отв. ред.), А. С. Московский, А. П. Окладников, Л. М. Русакова (отв. секретарь), Л. П. Якимова: в сборнике рассматриваются идейная революция декабризма после 1825 г., отношение декабристов к Сибири и их взгляды на различные аспекты её исторического развития, условия и характер занятий декабристов на каторге и поселении; влияние декабристов на окружающее население и на последующее развитие Сибири. Часть статей посвящена охране памятников и памятных мест, связанных с пребыванием декабристов в Сибири, их дальнейшему изучению и использованию в идейно-патриотическом воспитании.

Дунаева Е. Н. «Декабристы и книга»: в данной книге говорится о тех книгах, на которых основывались декабристы в своих идеях и статьях, а так же раскрывается суть их трудов в ссыльные годы.

«Записки княгини М. Н. Волконской»: подробное описание жизни княгини до и после ссылки декабристов, описание Сибири.

Гессен А. И. «Во глубине сибирских руд…»: документальная повесть подробно описывает деятельность декабристов до восстания,  воспроизводит события самого восстания, описывает жизнь декабристов на каторге и в ссылке, а так же всё происходящее в стране в это время.

Настоящая работа ставит своей целью исследовать политико-правовые взгляды декабристов после 1825 года.

Задачи:

·  Изучить занятия декабристов историей в период пребывания на забайкальской каторге.

·  Рассмотреть участие декабристов в судьбе ссыльных петрашевцев.

·  Рассмотреть общественно-политическую деятельность декабристов после «амнистии».

Глава I: Взгляды декабристов на политику и государство.

Занятия декабристов историей в период пребывания на забайкальской каторге.

«Декабристы оказали сильное воздействие на своих современников, в частности на развитие передовой исторической мысли в России», - пишет В. Е. Иллерицкий, автор фундаментального исследования революционной исторической мысли в России.[1] Между тем в историографии декабризма недостаточно изучены вопросы формирования и развития исторических взглядов декабристов. В частности, наименее изучены занятия декабристов историей на Благодатском руднике, в Читинском и Петровском казематах.[2]

 История всегда служила острым идеологическим оружием в общественно-политической борьбе, или, как говорил декабрист М. С. Лунин, она «путеводит нас в высокой области политики». Давая историческое обоснование своей политической программе, декабристы выступали против реакционных идей дворянской историографии, наиболее ярко представленной концепцией Н. М. Карамзина.[3]

Похожие материалы

Информация о работе