Организация административных органов России в 1-ой половине XIX в. Особенности управления окраинами Империи, страница 2

Это было генерал-губернаторство. В 1822г. там были проведены реформы управления. Сибирь разделена на 2 г-г: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское, включавших в себя 4 губернии, 2 области, 2 пограничных округа. Там всем заправлял генерал-губернатор, которому подчинялись гражданские губернаторы, казенные палаты и губернские суды, управлявшие в губерниях. Вобластяхбыли также правления, суды, казенные палаты, областные начальники были одновременно главами и гражданского и военного управления. В округах управляли окружные начальники, а полицией там ведали земские суды во главе с исправниками.

Были созданы подчиненные местному губернатору центральный приемно-распределительный и учетный пункт для лиц, ссылаемых в Сибирь на поселение и каторгу.

Устав об управлении инородцами 1822г. усложнил систему управления коренными народами Сибири, которые были разделены на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые инородцы приравнивались по статусу к русским людям согласно их сословной принадлежности. Для бродячих сохранялась прежняя система взаимоотношений царской администрации с местной родоплеменной верхушкой. Система управления  кочевыми людишками имела 3 звена. Слабое звено – родовое управление учреждалось на каждом стойбище, улус или род (не менее 15 семей). Оно состояло из старосты и его помощника. Среднее – инородная управа, создававшаяся на несколько улусов или стойбищ и представлявшая собой полицейский, судебный и хозяйственно-финансовый органы. Эта штука состояла из головы и тела (шутка – тела не было), и нескольких заседателей, избираемых на 3 года. Управа имела свое делопроизводство. Сильное звено – окружное начальство начальствовало в округе, объединявшем несколько того, чем управляла инородная управа.

Кавказ (1829г.) представлял собой сборище отличных друг от друга в соц-эк., полит. и культ. отношении областей. Управление на Северном Кавказе было близким к общероссийскому, а в Закавказье сложилось несколько системуправления. Позже в Закавказье была ликвидирована существовавшая здесь ранее государственность. Была создана грузинская губерния, ликвидированы всякие княжества, сохранились лишь мелкие феод. владения. В 1844г. было учреждено наместничество. Совет наместника выполнял функции надзора за всем аппаратом управления и суда на Кавказе, разрешал вопросы, связанные с применением законов. Во главе губерний наместничества стояли военные губернаторы, а также губ. правления, губ. суды с заседателями из дворян и купцов; кое-где были казенные палаты и палаты гос. имуществ. В каждом уезде полицейскими, хозяйственными и судебными делами ведал уездный начальник. В участках уезда полицейско-судебные функции выполняли участковые начальники.

Грузия (1804г.). 1804г. Учреждение управления Грузией. Высший орган власти – Верховное Грузинское прав-во, в котором все руководящие посты были замещены русскими чиновниками. Председатель грузинского прав-ва стал главнокомандующим рус. войсками в Грузии. В уездах главными были земские суды и управы земской полиции. В городах были коменданты и магистраты. На всю территорию Грузии распространялось общероссийское законодательство.

Северный Азербайджан (1814г.) был разделен на несколько провинций, управляемых комендантами из рус. офицеров. Коменданты, кроме административно-полицейских прав, имели судебные. Провинции делились на магалы, во главе которых стояли магальные наибы из местных феодалов. Были ликвидированы всякие ханства и местные княжества.

Арменией (1826г) управлялиобластной начальник и областное правление. В округах и магалах  управляли окружные начальники и магальные наибы. Управление здесь также находилось в руках рус. военной администрации.

Казахстан (1846-1854 гг.) был включен в общую систему управления империи, хотя и сохранил свои особенности, связанные с кочевым хоз-вом и родоплеменной организацией. Состоял из округов, которые делились на волости и аулы. Управление и суд в округе по Уставу 1822г. осуществлял окружной приказ, состоящий из председателя – старшего султана, избираемого волостными султанами на 3 года и 2-х заседателей из числа рус. чиновников. Окружной приказ имел канцелярию и переводчиков. Во главе волости стоял наследственный султан, а аул возглавлялся выборным старшиной.

Великое княжество Финляндское (1809г.) отличалось рядом особенностей в управлении. Верховной властью обладал император России. Формально сохранялась старая конституция, по которой законодательную власть осуществляли князь и 4-хпалатный сейм. Исполнительная власть была в руках генерал-губернатора Финляндии. В Финляндии действовала независимая от российской судебная и правовая система. Имела особый таможенный статус. 

Польша (1815г.)обладала первоначально широким гос-правовым статусом. Исполнительная власть принадлежала всероссийскому императору. Все высшие должностные лица могли назначаться только его указами. Император России был королем Польши и управлял ею ч/з наместника, который обладал реальной властью. Законодательную власть осуществлял 2-хпалатный сейм: Сенат и Польская изба. Сенат назначался императором, польская изба избиралась дворянами и представителями городских общин. Сейм обновлялся каждые 6 лет на 1/3 и собирался раз в 2 года. Административные функции осуществлял Гос. совет, а также Административный совет (6 министров), еще они были совещательными органами при наместнике. В 1815г. конституция была отменена ~ 1832г. «Органический статут».

Царство польское делилось на воеводства, а воеводства на поветы. Воевода возглавлял воеводскую комиссию и выборный воеводский совет. Поветы управлялись поветовыми старостами. Низшей территориальной единицей была гмина – всесословная область. Гминный сход возглавлялся войтом. В 1837г. воеводства были переименованы в губернии,  а поветы – в уезды.

Прибалтика делилась на 3 губернии – Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные единым г-г. управление Прибалтикой строилось на общеимперских началах, но были свои особенности в организации сословного управления и суда.

Бесарабия получила автономию после присоединения к России в 1812г. Управление осуществлялось Верховным советом из 10 местных феодалов под председательством наместника. С 1828г. во главе администрации был поставлен губернатор, а Верховный совет преобразован в областной с правами совещательного органа.