«Пляска смерти» Ф. Листа

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Юревич Анна Викторовна

(группа Ю-17)

«Пляска смерти»

(реферат)

проверилаЛозинская В. П.

______________(подпись)

Красноярск, 2007
История создания:

На создание «Пляски смерти» Листа вдохновило знакомство с произведениями немецкой и итальянской живописи, относящимися к XIV – XVI векам и отображающими мысль «о бренности всего земного».

По свидетельству современников, особое впечатление на Листа произвели два произведения.

Первое из них – серия рисунков «Пляска смерти» немецкого художника Гольбейна-младшего. Эта «сюита» рисунков символически изображала смерть в виде пляшущей старухи, которая увлекала свои жертвы в дикую «пляску смерти».

Второе произведение, вдохновившее Листа на создание «Пляски смерти», - одна из фресок собора Санто-Кампо в Пизе, в Италии. Центральный образ её – смерть в виде уродливой старухи с крыльями летучей мыши и занесённой над жертвой косой. Смерть в центре фрески окружена скопищем прислуживающих ей чертей. В левой нижней стороне картины – блестящая охотничья кавалькада во главе с королём и королевой. На своём пути они встречают три открытых гроба. Справа на картине в тени дерева собрались юноши и девушки; одни из них нежно беседуют, другие услаждают свой слух музыкой. Но смерть и уже ищет жертвы среди них. В центре картины нищие и калеки с мольбой простирают руки к приближающейся смерти. В левом верхнем углу – «благочестивые старцы» - отшельники, которых одних не затронул страх смерти. При всей наивности символики, фреске присуща большая выразительная сила.

Лист познакомился с фреской «Торжество смерти» в 1838 году. В том же году Лист записал ряд набросков фортепьянной пьесы, которая по его замыслу должна была отобразить средствами музыки впечатление, произведённое на него знаменитой фреской. Работа над этой пьесой проходила с большими перерывами в течении многих лет. Лишь в 1861 году пьеса эта была вполне закончена в изложении для фортепьяно с оркестром.

Структура и описание произведения:

«Пляска смерти» представляет собой парафразу, т.е. свободную фантазию на тему мрачного средневекового напева «Dies irae» - «День гнева». Мелодия «Dies irae» с исключительной силой обобщения отобразила чувство безысходности, обречённости, упорно насаждавшееся церковью в эпоху средневековья.

Как рассказывал сам Лист, образы «Торжества смерти» сразу же вызвали у него в памяти этот старинный напев. Естественно явилась мысль построить пьесу, рисующую образы фрески, на основе разработки мелодии «Dies irae».

«Пляска смерти» открывается могучими «колокольными» ударами фортепьяно, звучащими подобно набату. На этом фоне сурово и непреклонно провозглашается медными и деревянными духовыми инструментами тема «Dies irae». Мелодия излагается не полностью – пронзительно громкий возглас оркестра обрывает её проведение. Шумный, взметающийся вверх и в тотчас же скатывающийся в глубокие басы пассаж фортепьяно опять вводит интонации темы, но новый возглас оркестра обрывает её уже в самом начале. Диалогическая перекличка продолжается и дальше, причём громовые возгласы оркестра учащаются, ускоряются, в то же время меняя свои очертания. Ещё более размашистый пассаж фортепьяно завершает этот исполненный драматизма вступительный раздел произведения и подводит к первому полному проведению темы.

Тема проходит здесь в оркестре в более оживлённом темпе, сопровождаясь в основной своей части мощными аккордовыми тремоло фортепьяно; окончание темы дважды повторяется, каждый раз во всё более могучем звучании.

После этого начинается варьирование темы. В первых вариациях Лист оставляет мелодическую линию темы почти неизменной, варьируя её гармоническое и фактурное оформление, наслаивая на неё новые мелодии-подголоски, давая тему то целиком, то без окончания. Сохраняется здесь и основная тональность пьесы – ре минор.

Если во вступительном разделе и при первом изложении мелодия темы проходила на фоне выдержанных резко неустойчивых созвучий, в следующем кратком эпизоде (Allegro moderato), порученном солирующему фортепьяно, она получает богатую, хорального плана гармонизацию. Тема звучит здесь в спокойном, неспешном темпе, чеканно, грузно и вместе с тем несколько торжественно. Окончание мелодии не появляется. Данное проведение темы является промежуточным, вступительным к следующему.

В новой вариации (первая вариация, по обозначению Листа) темп движения несколько оживляется. На тему, проходящую в басах, наслаиваются новые мелодические голоса. Образуются как бы два плана музыки: с одной стороны, напев «Dies irae», словно символизирующий неодолимую силу рока, с другой – противостоящий ему музыкальный образ, исполненный большой энергии, воли: в причудливых изломах мелодии здесь, однако, одновременно ощутима и обречённость.

В следующей вариации (вторая вариация, по обозначению Листа) тема вновь проходит в басах, в сопровождении лёгких пассажей фортепьяно. Она звучит значительно и весомо, так как остаётся основным мелодическим голосом. Соло валторны воспроизводит одну из напевок нового мелодического голоса предыдущей вариации. Путём таких интонационных связей Лист достигает большого единства развёртывания музыки.

Тема проводится здесь без окончания, после чего повторяется; затем дважды проходят её заключительные попевки. Благодаря этому два проведения темы тесно объединяются, образуя одну группу вариаций.

Очередная группа вариаций (третья вариация, по Листу) открывается соло фортепьяно, которое вводит, совершенно новую тему. Она строится на всей более расширяющихся бросках вверх от одного звука, подчёркнутых синкопами, и, исполняемая фортепьяно в мощных октавных удвоениях, звучит грозно и очень напористо.

Похожие материалы

Информация о работе