«Пляска смерти» Ф. Листа, страница 2

Внимательный анализ показывает, что эта «новая» тема (по крайней мере её ведущая начальная попевка) представляет собой лишь вариант (так называемое «зеркальное обращение») мелодии «Dies irae».

Вся рассматриваемая группа вариаций строится на совмещении этой «новой» мелодии и темы «Dies irae», проходящей в более быстром движении в глубоких басах. Беспокойный ритм, который придан здесь теме «Dies irae», воспроизводит здесь ритм скачки, отмеченный в одной из более ранних вариаций.

Как и в предыдущей группе, сначала дважды проводится основная часть темы (без окончания), затем дважды даётся её окончание. Таким образом, два проведения темы снова объединяются в одно целое. После этого данный отрывок музыки без существенных изменений повторяется, образуя целостный, очень драматический по характеру эпизод.

Резкое изменение характера музыки приносит с собой новая группа вариаций (четвёртая вариация, по Листу). Темп сразу же замедляется; интонации темы проводятся у фортепьяно в виде канона: ещё до окончания попевки в одном голосе она же вступает в другом голосе, затем в третьем и так далее. Музыка звучит спокойно, подобно молитве, церковному пению.

Эпизод этот может быть связан с одним из мотивов фрески «Торжество смерти» - с изображением «святых» отшельников, отрешившихся от всего земного и утративших страх смерти.

Подобная новая «точка зрения» подготовляет дальнейшее изменение характера музыки – появление мажорных вариантов темы «Dies irae», звучащих мягко, успокаивающе, «убаюкивающе». Примечателен здесь отход от основной тональности – трагического ре минора, который до этого неукоснительно выдерживался, - музыка проходит в си мажоре. Образ воспринимается как светлая греза. Спокойно, примирено, постепенно затихая и истаивая, звучит далее вариант музыки у кларнета.

Неожиданно в стремительном движении Presto возникает причудливый, изломанный, приплясывающий мотив в ре миноре (вариант окончания темы). Развеивая все грёзы, он возвращает к основному настроению произведения, обозначает переход к следующему разделу – собственно «пляске смерти» (отсюда, по Листу, начинается пятая вариация).

Вначале тема «Dies irae» проходит здесь в одном голосе, затем последовательно во всех голосах (фугато). Это создаёт эффект постепенного вовлечения в дикий танец всё новых и новых участников. С самого начала пляски устанавливается своеобразный колорит – сухое стаккатное звучание фортепьяно словно воспроизводит стук костей.

В стремительном вихревом движении несётся пляска. Равномерное движение чередуется в ней с порывистым приплясыванием.  Проносятся и мажорные варианты темы, но они не вносят успокоения. Мажорность придаёт интонациям «Dies irae» особенно грозный, жуткий отпечаток, воспринимается как торжество, ликование самой смерти.

Если в первых группах вариаций выдерживалась одна тональность – ре минор, то в данном разделе музыка постоянно переходит от одной тональности к другой, как в разработке сонатного аллегро.

Однако к концу раздела мелодические контуры темы вновь проясняются; она проводится в виде стремительной пляски, в диалогической перекличке соло фортепьяно и оркестра.

Новую грань формы обозначает каденция фортепьяно. В средней её части тема принимает облик «весёлой охотничьей музыки». Тема звучит здесь в очень далёком от основной тональности фа-диез мажоре. Постепенно, однако, колорит музыки меняется. В конце каденции тема дважды проходит в своём первоначальном облике, в грозном и могучем звучании.

Призывные фанфарные возгласы валторны вводят в последний основной раздел пьесы (шестая вариация, по обозначению Листа). В начале его темп заметно замедляется. Это резко выделяет заключительный раздел, обеспечивает особое напряжение внимания у слушателя. Огромное значение в этой части пьесы приобретает свободный вариант темы, в котором вновь ясно проступают черты хоральности. Сочетание подобного рода выразительности с напористостью фанфарных напевок и призывных возгласов придаёт музыке черты гротескности.

Как и в начале собственно «пляски смерти», в заключительном разделе широко привлекаются сухие, «стучащие» стаккатные звучания. Им противостоят громогласные «стенания» первых скрипок, составляющие немаловажный штрих в причудливой и мрачной музыкальной картине.

Неуклонное нарастание напряжения ведёт к обширной фортепьянной каденции. На фоне выдержанной неустойчивой гармонии в ней вновь дважды проходит основная часть темы «Dies irae». По характеру звучания это проведение темы сходно с проведением её в начале пьесы. Далее – уже после каденции – разрабатывается окончание темы, причём оно даётся здесь почти в таком же оформлении, в каком звучало в одной из вариаций первого раздела, сочетаясь с глиссандо фортепьяно, заставляющими вспомнить глиссандо одной из самых ранних вариаций. Это сообщает округлость форме произведения, показывает близость окончания «пляски».

В последнем, ещё более мощном проведении напев «Dies irae» звучит по-прежнему сурово, непреклонно, выступая символом непобедимости смерти. Круг развития замкнут. Грозная лавина расходящихся пассажей фортепьяно и оркестра завершает произведение.

Мои впечатления:

Данное произведение вызвало у меня бурю эмоций. Такого уникального исполнения я ещё не слышала. Пьеса заставила задуматься меня над некоторыми риторическими вопросами… Она, можно сказать, пробудила и оживила во мне самые забытые чувства. Я считаю, что такие произведения и классическую музыку вообще необходимо слушать каждый день! Это позволит пробудить «человеческое» в людях, закопать поглубже тех «бесэмоциональных» и бесчувственных машин, которыми мы становимся с годами! Это пробудет зачатки культуры в тех, кто почему то их погубил…


Использованная литература:

Хохлов Ю. Н. «Фортепьянные концерты Ф. Листа», М., 1960г.