Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1.  Общие сведения и классификация самоходных машин

Самоходные машины по функциональным признакам разде­ляют на погрузочные, погрузочно-транспортные и транспортные.

Погрузочные машины предназначены для зачерпывания раз­рыхленной горной массы рабочим органом, ее подъема на оп­ределенную высоту и перегрузки в различные транспортные установки.

Погрузочно-транспортные машины производят зачерпыва­ние горной массы, ее транспортирование на некоторое расстоя­ние и перегрузку в транспортные установки, рудоспуск или бункер.

Самоходные транспортные машины (автосамосвалы и само­ходные вагоны) предназначены только для перемещения гор­ной массы. Для загрузки самоходных транспортных машин ис­пользуют различные погрузочные машины и установки.

Самоходные машины можно классифицировать по следую­щим основным конструктивным признакам:

по конструкции ходового механизма — с пневмошинным, ко­торым оснащено большинство погрузочно-транспортных и транспортных машин, и значительно реже, с гусеничным и колесно-рельсовым, которыми оснащены только некоторые типы погрузочных машин;

по типу привода — с дизельным, электрическим питанием от аккумуляторных батарей или по кабелю) и пневматическим, питаемым по рукаву;

по конструктивному выполнению рамы — с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой (большинство погрузочно-транспорт­ных и транспортных самоходных машин выполнено с шарнирно-сочлененной рамой).

Достоинства самоходных погрузочно-транспортных и транс­портных машин: высокая производительность и мобильность (машин с дизельным приводом), что позволяет увеличить ко­эффициент их использования за счет сокращения времени на перегоны машины между забоями; способность транспортиро­вания крупнокусковых скальных грузов; возможность преодо­ления больших подъемов (до 15°);небольшие радиусы поворота машины (минимально 5—10 м); универсальность, обеспе­чивающая использовать одни и те же машины на подготови­тельных, очистных и вспомогательных работах; облегчение труда горнорабочих и повышение культуры производства.

Недостатки самоходных погрузочно-транспортных и транс­портных машин: сложность изготовления и высокая стоимость; большие эксплуатационные затраты в связи с быстрым износом шин и значительным расходом воздуха на вентиляцию при ис­пользовании машин с дизельным приводом; увеличенное сече­ние выработок для перемещения крупногабаритных транспорт­ных машин.

Несмотря на недостатки, внедрение самоходного оборудова­ния способствует повышение производительности труда, сниже­нию себестоимости добычи и повышению безопасности ведения горных работ.

Применение самоходного оборудования на отечественных рудных шахтах позволило повысить производительность труда забойного рабочего на очистных работах в 1,5—2,5 раза, на проведении выработок — в 3—4 раза, сократить объем подгото­вительно-нарезных работ на 1000 т добытой руды по сравне­нию со скреперной доставкой в 1,5—2 раза, повысить энерго­вооруженность труда в 2—3 раза, снизить себестоимость руды на 10—25%.

Эффективность самоходного оборудования значительно уве­личивается, если использовать рациональные наборы самоход­ных машин или самоходные комплексы, обеспечивающие меха­низацию основных (включая бурение) и вспомогательных про­цессов при ведении очистных и подготовительных работ.

Рациональная область применения самоходных комплек­сов определяется в основном конструкцией и параметрами погрузочно-транспортной или транспортной машины, входящей в комплекс.

Самоходные машины наибольшее распространение получили в горнорудной промышленности при добыче руд цветных и чер­ных металлов и горнохимического сырья.

Основными областями эффективного применения самоход­ных машин на доставке руды являются месторождения с мощ­ностью залежей не менее 3—5 м с устойчивыми рудами и отно­сительно небольшим горным давлением. В зависимости от типа и производительности используемой самоходной машины запас обособленного рудного тела или блока, обслуживаемого от­дельным заездом для самоходных машин, должен составлять 50—100 тыс. т.

Наиболее широко самоходные машины применяют при ка­мерно-столбовой системе разработки руд, системах этажного и подэтажного обрушения, горизонтальными слоями с твердею­щей закладкой выработанного пространства и других системах.

Погрузочно-транспортные машины, оснащенные пневмопри­водом с подачей сжатого воздуха по рукаву, применяют в основном для проведения выработок и реже на очистных работах при длине доставки не более 110 м.

Погрузочно-транспортные и транспортные самоходные ва­гоны с электрическим приводом, питаемым по кабелю, обеспе­чивают максимальную длину доставки до 400 м (до 200 м в обе стороны от точки закрепления кабеля).

Самоходные погрузочно-транспортные и транспортные ма­шины с дизельным приводом практически могут обеспечивать любую длину доставки, однако рациональная длина транспор­тирования горной массы на очистных и подготовительных рабо­тах составляет 250—300 м, автосамосвалов — 300—2000 м. В оп­ределенных условиях эксплуатации автосамосвалами транспор­тируют руду от забоев до околоствольного двора, а иногда и на поверхность шахты по штольням или наклонным стволам с углами наклона 8—12°.

Самоходные вагоны с донным скребковым конвейером при­меняют в основном в сочетании с проходческими комбайнами и бункерами-перегружателями при добыче калийных руд, а также при проведении подготовительных выработок по поро­дам невысокой крепости.

Погрузочные машины используют при проведении подгото­вительных выработок, реже на очистной выемке при камерных системах разработки и системах с выпуском руды на почву вы­работки.

Для погрузки руды в автосамосвалы применяют подземные
электрические и гидравлические экскаваторы при отработке горизонтальных рудных тел мощностью не менее 6—12 м. Однако ввиду малой маневренности экскаваторов на гусеничном механизме перемещения более рациональным оказывается использование для загрузки автосамосвалов колесных погрузчиков
или погрузочно-транспортных машин, выполняющих роль по-
грузчика.      

2. Погрузочно-транспортные машины

Погрузочно-транспортные машины по принципу действия и кон­структивному выполнению разделяют на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы; с ковшовым исполни­тельным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний ковшом, располо­женным на самой машине.

Погрузочно-транспортная машина типа ПД (рис.1) снабжена шасси с шарнирно-сочлененной рамой, включающей в себя переднюю и заднюю полурамы и установленной на пневмошинном механизме перемещения. На передней полураме смонтирован исполнительный погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров, на задней — двигатель с системой нейтрализации выхлоп­ных газов, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины, кабина машиниста.

 

Похожие материалы

Информация о работе