От «Рамы картины» Г.Зиммеля – к картине как «Феноменологическому симулятору» в преподавании социологии повседневности

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ОТ «РАМЫ КАРТИНЫ» Г.ЗИММЕЛЯ – К КАРТИНЕ КАК «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОМУ СИМУЛЯТОРУ» В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Даниленко О.А.

В статье рассматриваются различные варианты обращения в процессе преподавания феноменологической социологии и этнометодологии к произведениям искусства, а именно – к картинам, представленным в художественных музеях. Выделяются проблемные поля социологического анализа: картина как «феноменологический симулятор»; картина как «культурный текст»; картина и рама,  картина как поле гарфинкелевских экспериментов и др. Основное внимание сконцентрировано на обосновании возможности и перспективности работы с картиной как с «феноменологическим симулятором» для освоения ключевых понятий феноменологической социологии и метода феноменологической редукции.

Ключевые слова: феноменологическая социология, этнометодология,  метод феноменологической редукции, визуальная социология, картина, «феноменологический симулятор», гарфинкелевские эксперименты.

from G. Simmel's «THE picture frame» -

to painting as a "phenomenological simulation"

in the teaching of Sociology of Everyday Life

Danylenko О.А.

Different variants of appealing to the pictures presented in the art museums are considered in the prism of phenomenological sociology and ethnomethodology study. The following problem fields are disclosed: picture as “phenomenological  simulator”,  picture as “culture text”; picture and frame, picture as field of Gardfinkel’s experiments etc. The main attention is dedicated to grounding of possibility and perspective of work with the picture as “phenomenological stimulator” for the purpose of studying of phenomenological sociology and phenomenological  reduction method

Key words: Phenomenological sociology, ethnomethodology, picture,  “phenomenological  simulator”, visual sociology, Gardfinkel’s experiments, phenomenological  reduction method.

ВІД «РАМИ КАРТИНИ» Г.ЗІММЕЛЯ – ДО КАРТИНИ ЯК «ФЕНОМЕНОЛОГІЧНОГО СИМУЛЯТОРА» ПРИ ВИКЛАДАННІ СОЦІОЛОГІЇ ПОВСЯКДЕННОСТІ

У статті розглядаються різні варіанти використання в процесі викладання феноменологічної соціології та етнометодології творів мистецтва, а саме - картин, що представлені в художніх музеях. Виокремлюються проблемні поля соціологічного аналізу: картина як «феноменологічний симулятор», картина як «культурний текст»; картина та рама, картина як поле гарфінкелівських експериментів та ін. Основна увага концентрується на обґрунтуванні можливості та перспективності роботи з картиною як з «феноменологічним симулятором» при опануванні ключових понять феноменологічної соціології та метода феноменологічної редукції.

Ключові слова: феноменологічна соціологія, етнометодологія, метод феноменологічної редукції, візуальна соціологія, картина, «феноменологічний симулятор», гарфінкелівські експерименти.

Актуальность обращения к картинам при изучении феноменологической социологии и этнометодологии можно проиллюстрировать цитатой из работы А. Шюца «Основные понятия феноменологической социологии», которую он, в свою очередь, взял из «Американского социологического обозрения»: «Мы должны подождать популяризирующих интерпретаций прежде чем что-либо можно будет сказать об отношении феноменологии к социальным наукам» [1, с.161]. Далее А.Шюц подчеркивает сложность освоения идущей от Э.Гуссерля терминологии и обозначает проблемы применения феноменологической редукции в социальных науках. Обращение к анализу картин, предлагаемое в данной статье, на мой взгляд, может выступать в качестве одного из вариантов популяризации феноменологических понятий в ходе подготовки студентов-социологов, что может способствовать повышению познавательной активности, интереса студентов к освоению теоретического материала социологии повседневности,  помогать эмпирической операционализации основных понятий феноменологической социологии.

Рассмотрение социальных явлений и процессов через призму феноменологической социологии позволяет по-новому увидеть явные и скрытые смыслы повседневных опривыченных действий людей в самых различных исследовательских сферах, например, анализируя поведение людей во время акций протеста, изучая особенности восприятия образов стран путешествующими туристами, выявляя эффективность воздействия социальной и политической рекламы, описывая профессиональные субкультуры (например, программистов, юристов) и пр. Новое звучание приобретают сформулированные в середине ХХ века идеи А.Шюца о «хорошо информированном гражданине», о «чужом» и «возвращающемся домой» [1], а также идеи его последователей П.Бергера и Т.Лукмана о «социальном конструировании реальности» [2], перерастающие в конце ХХ – начале ХХ1 века в рассмотрение проблем «коммуникативного конструирования» Х.Кноблауха [3, 4, 5], столь актуализирующихся в условиях стремительного развития медиакоммукаций. Ключевые понятия феноменологической социологии включаются в поле визуального анализа. При этом остается весьма сложной задачей эмпирическая операционализация понятий социологии повседневности и освоение метода феноменологической редукции при проведении эмпирических исследований.

Цель данной статьи – раскрыть различные варианты обращения к картинам в ходе изучения феноменологической социологии и этнометодологии студентами-социологами, обосновав возможность и перспективность работы с картиной как с «феноменологическим симулятором» при освоении студентами ключевых понятий феноменологической социологии и метода феноменологической редукции.

Предлагается обратиться именно к картине (не к фото- и видеоматериалам), рассматривая картину как «ситуацию», которая представлена в застывшем и снятом виде и в то же время имеет определенный контекст (как написания, так и восприятия). На статичном варианте представленности в картине ситуаций «повседневного» и «неповседневного» можно научиться «заключать в скобки» весь предшествующий опыт при осуществлении феноменологической редукции, чтобы затем в реальных эмпирических исследованиях повседневности перейти к «динамике» ситуаций. Кроме того, через анализ произведений искусства можно проиллюстрировать, как выглядит одна и та же картина в различных контекстах, а можно и, наоборот, попытаться избавиться от контекстуальности при анализе картины в русле «чистой» феноменологии. Картина может при этом выступать как поле разного рода социологических экспериментов.

Обращение к социологическому анализу картин имеет глубокие корни и может вести своей отсчет, как минимум, от работы Г.Зиммеля «Рама картины. Эстетический опыт» [6], которая заложила основу будущего анализа фреймов, в наиболее полной мере получившего свое выражение в идеях И.Гофмана. Идеям Г.Зиммеля предшествует традиция «Философии искусства» Ф.Шеллинга [7], подход же Г.Зиммеля можно считать социологическим, поскольку он рассматривает раму и картину с точки зрения того, как она повторяет «общее жизненное затруднение, которое заключается в том, что элементы общностей тем не менее претендуют на то, чтобы быть автономным целым для самих себя»[6, с. 53]. Для Г.Зиммеля рама – это  метафора «общего жизненного затруднения», характеризующего социальную жизнь, когда «осуществляется историческое взаимодействие индивида и общества» [6, с. 53]. По аналогии, в произведении искусств это «тонкое равновесие» поддерживает рама, поскольку «произведение искусства оказывается в противоречивом положении: оно должно образовывать единое целое со своим окружением, в то время как само уже является целым» [6, с. 53]. Но для Г.Зиммеля рама – это не только метафора взаимодействия общества и индивида, одновременно Г.Зиммель выходит здесь на соотношение формы и содержания, анализирует влияние рамы на восприятие границ интерпретации смыслов, что и послужило основой для будущей теории фреймов.

Похожие материалы

Информация о работе