Философия ценностей, страница 2

По отношению к абсолютной полноте бытия сущее приобретает качество ценности в соответствии с осознанным стремлением к совершенству, к высшему благу. В этом плане уже не всякое сущее является ценностью, но только такое сущее, которое достигло критической точки развития, откуда начинается свободное, сознательное, волевое устремление к идеалу, желание стать «подобием» Абсолюта.

Можно говорить о двух фундаментальных типах ценностей: ценностях формы и ценностях  воли. Первые выражают ценностную природу вещей в их сравнении с небытием. Вторые – ценностную природу сознательных, духовных существ – личностей – в сравнении с абсолютной полнотой бытия.

Совершенство формы есть красота. Совершенство воли есть добро. Если совершенство формы -  красота – характеризует развитие всего сущего, то совершенство воли – добро – относится только к человеческому бытию как высшей ступени эволюции сущего, достигшего осознанного, волевого устремления к абсолютной полноте бытия.

Миру ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг с другу образуют некую «иерархию», в силу которой одна ценность оказывается «более высокой» или «более  низкой», чем другая.

Существуют различные попытки расположения ценностей по иерархическим рядам, по рангам. Наиболее внушительные из них представлены в учениях немецких теоретиков ценностей: Г. Мюнстерберга, В. Штерна, Н. Гартмана, М. Шелера.

Рассмотрим иерархическую систему ценностей, предложенную М. Шелером. Немецкий философ полагал, что ценности являются тем более «высокими», чем они долговечнее, чем менее они делимы, чем менее они обоснованы другими ценностями, чем глубже удовлетворение, которое они нам доставляют, наконец, – чем менее они относительны.

Охарактеризуем каждый из этих признаков.

1. Низшие ценности по своей сущности – «наиболее переходящие», кратковременные, высшие являются «вечными». Например, ценность любви такова, что она предполагает как бы бесконечность времени. Нельзя сказать «я люблю тебя сейчас» или «я буду любить тебя некоторое время», ибо это противоречит самой природе любви, которая основана на вечности чувства. Когда же мы разлюбили кого-то, то причина этого – не в кратковременности любви, а в том, что любовь была ненастоящей, что мы обманули кого-то или обманулись сами.

И наоборот, чем ниже ценность, тем она кратко временнее. Когда, например, я говорю, что мне нравится нечто, то я уже не имею в виду, что эта моя привязанность – на всю жизнь. Ещё более преходящим является чувство приятности.

2. Высшие ценности неделимы. Они даны всем и каждому в своей целостности. Ценность материальных благ изменяется, например, пропорционально изменению их вечной величины. Чем духовнее ценность, тем более она неделима.

3. Чем ниже ценность, тем более она обоснована другими ценностями, зависит от них. Так, ценность полезного обоснована ценностью приятного. Ведь полезное является средством для достижения чего-либо приятного. Однако сама ценность здоровья обоснована нравственной ценностью смысла жизни или духовной ценностью веры в Бога, бессмертия души и т.п., ибо само по себе здоровье недолговечно и не может дать полного удовлетворения, если у человека нет нравственных интересов и духовных целей.

4. Критерий высоты ценности определяется глубиной удовлетворения, которое она приносит своему обладателю. Более высокая ценность даёт и более глубокое удовлетворение. Глубину удовлетворения нельзя смешивать с остротой наслаждения. Удовлетворение же предполагает полное, устойчивое обладание не просто самой вещью, но ей смыслом, сущностью. Такое чувство ни от чего не зависит и является само ценным.

  5. Наконец, ценность является тем более высокой, чем менее она относительна. В тоже время ценность познания истины, например, не выглядит столь относительной, потому что связана не с конкретными вещами, а с поиском их смысла, их единства.

Первый, низший, ряд – это ценностный ряд приятного и неприятного. Это ценности чувственного восприятия, основанные  на ощущении наслаждения и страдания, удовольствия и боли. Это ценности предметов и ценности состояний. Они наименее долговечны, наиболее делимы, наиболее зависимы от других ценностей, дают поверхностное  удовлетворение и являются наиболее относительными.