Проблема происхождения философии. Протофилософия, ее функции и значение. Особенности античной философии и этапы развития. Диалектика Гераклита. Учение Аристотеля о душе (трактат «О душе»)

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

  1. Проблема происхождения философии

Развитие теор. мышления и становления фил. предс-ют дл-ый процесс. Различные фил. системы пытались найти ответ на вопросы о происх. и сути мира, о месте человека в нем. Но процесс поиска ответов имеет длит. предысторию. В усло. родовой общины человек стал воздействовать на прир. процессы, приобретать опыт и знание. Свое отнош-е к миру он пока не осознавал, не мог выразить в теории, но пытался посредством обрядов и символов соед-ся с природой. Развитие языка, появление абстрактных понятий явилось началом формир. теор. мышления. Постановка вопросов о том, что такое жизнь, как она возникает и когда закан-ся, предполагало сущ-е причин задавать их и наличие пред-ий о прос-ве и времени. В эту эпоху человек отождествлял вечность с божеством не доступном человеку, а время как движение звезд. Наивно-натур. понимание прир. законом-ей проецировалось на отношения в обществе. Известно три центра в которых одновр. возникли духовные образования, которые получили название философии. Др. Греция – конец У11 – начало У1 вв до н.э., Индия – 1У в до н.э., Китай – У1-У вв до н.э. Одной из предпосылок развития собственно знания является письменность. В разл. условиях фил. разв-сь по-разному в зав. от многих причин и соц. факторов. Возник-е фил. мысли до сих пор представляют проблему, что отражено в трех обстоятельствах: 1)невозможно опред. момент возник-я фил. Хотя ясно, что ее возн-е означало радик. изм. в истории мысли, дух. рев. Первое фил. учение схоже с не фил. религ. науч. мировоз. Элемент у них имеется и долго исп. фил. Поэтому уч. стирают грани м-ду фил. и этими мировоз. 2)Почти полностью утрач. тексты первых фил., а есть упоминание этих высказ-ий у более поздних авторов. 3) Неоднозначность понимания фил. разл. ее направл. отраж. и в позиции историков философии.

3.Протофилософия, ее функции и значение

Возникновение фил. в 6 в. до н.э. а Др.Китае, Индии и Греции предшествовал огромный период, когда фил. идеи и сам фил. способ мышления, имея уже некоторые основания для себя, все же не могли еще проявиться в достаточной степени, а существовали в пределах др. форм духовного начала. Такие образования переходного типа получили название протофилософия. – духовный комплекс, в котором объединены рудименты миф-го представления, рел. верований и догм, эзотерические знания, проявления нар. мудрости и достойные общего признания образцы кол-го  и инд-го худ-го тв-ва. Протофилософия осущ-ет генетическую связь мифа и логоса. В переходных формах зафиксировано миропонимание, которое уже не есть миф-им, но еще и не является фил-им. Это своего рода мифотворчество, которое философствует, или мифическое философствование в котором традиционные рамки кол-го мифообразования разомкнулись, но пока еще не сомкнулись границы фил-го суждения. Фил. еще нет, но есть заявка на нее. Положительных фил-их результатов в этом переходном периоде мало, мышление в них пока не перешло от образа к  пониманию, от последовательности миф-го изложения к последовательности рациональных выводов. Однако уже формируется праотцовское начало фил., без чего не было бы объяснения фил-му рационализму. Именно тогда наметился круг представлений  и мировоззрений, схем, из которые молодая философия пока не выходила, но стремилась определить его рамки. В Египте и Вавилоне фил. так и не вышла из рамок профилософии, потому что др.восточная деспотия ставила власть над первично-родовым социумом. Это привело к консервации общинного строя и связанных с ним мифол-го мышления. Также монополия жрецов на знание мешала развитию внекультовой мысли, выражением которой может быть только философия.

6. Космогонические и космологические представления в протофилософии др.Месопотамии. «Энума элиш».

Миф в др.Месопотамии был средством универсального объяснения достигнутых познаний. Он соединял несоединимое – религию и науку. Человек того времени познал ряд вещей и понятий, но им непознан враждебный мир природы. Справиться с непонятными явлениями мог только устойчивый космический порядок, созданный и упорядоченный богом.

Космогоническая поэма «ЭЭ» (когда наверху) яркий пример смешения религиозных представлений и предпосылок развития науки и философии. Она подчинена идейному смыслу и сверхзадаче, соединению научных и теологических выкладок, что говорит о многоплановости про-ния. Вначале создается впечатление о наличие в поэме миф.мировоозрения, повествовании о сотворении мира и изложением основ космогонического учения. Говорится о первородном хаосе, мировом океане, о создании вселенной и борьбе первичных стихий. Однако позже видна основная цель поэмы: прославить величие и мощь бога Мардука, который сражается с первородными стихиями, его роль в сотворении мира, превосходство над другими богами, что отдают ему свое место. Весь созданный мир на земле, задуман Богом на небе. Человек менее важен в этом процессе, чем солнце и звезды. Он сделан из глины и крови, он раб богов, их жертва. Мир создан из водного хаоса – подземная и морская вода. Мардук упорядочил мир. Поэма подчеркивает происхождение и незыблемость королевской власти, значение священнослужителей. Однако уже робко ставятся вопросы о смысле жизни человека и важности наличия этических норм.

8. представление др.египтян о человеке и их влияние на европейскую культуру

В их мифологии не существует четкого представления о происхождении человека. Он создан по образу и подобию Бога и стоит в центре вселенной. Связь бога и человека проявляется в цели которую боги ставили, когда создавали человека. Человек создан, чтобы служить богам, но и несет на себе бремя удовлетворения личных потребностей.

Важную роль в жизни египтян играло представление их о конечности жизни, переходе после смерти в иной, не всегда лучший мир, что зависит от поведения человека в земной жизни. Все это влияет на систему ценностей человека, на разделении на душу и тело. Душа сложное образование, это двойник человека, душа в собственном смысле. Двойник остается после смерти на земле в мумии человеческого тела. Душа концентрируется в глазах солнца или в тени. Поэтому смерть – это переход от одного состояния в другое. Двойник – это прообраз всех земных вещей, это было положено в учение Платона об идее. Все вещи служат божественному промыслу, все стабильно и упорядоченно, все мало изменяемо и воспроизводимо. Поэтому сегодня. вчера и завтра – слиты воедино. Единственная цель человека попасть в это течение, стать неотъемлимой частью. Тогда обеспечено счастье на земле.

Главной двигающей силой древних было соединение природного и божественного, природного и общественного. Логика, структура мышления определялась единством, общностью человека с окружающим миром. Это единство отражается в мыслях, чувствах, воле. Лао-Цзи утверждал, что человек легко умирает, потому что у него огромное желание жизни, а под небом все временно. Желая малого – человек приобретает, а желая большого – попадает в обман. Такова жизнь.

10. Развитие идей о первооснове мира в Упанишадах

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
179 Kb
Скачали:
0