Измерение перемещений. Измерение деформации и определение напряжений, страница 2

Рис. 6.35. Расчетная схема уп­ругого элемента    датчика    ли­нейных перемещений:

/—упругий    элемент;     2—тензорези-стор

где U— напряжение питания  изме­рительного моста.

Датчики, которые при измерении перемещений    устанавливаются    в

зоне повышенных температур, отличаются от датчиков, рабо­тающих при нормальной температуре, конструкцией корпуса. В этом случае корпус датчика перемещений делается охлаж­даемым и температура внутри корпуса остается нормальной в течение всего эксперимента. Недопустимость нагревания внут­ренних элементов определяется многими причинами, главными из которых являются: снижение механических свойств, ползу­честь материалов, ухудшение скольжения, заклинивание штока вследствие потери чистоты обработки поверхности, ухудшение электроизоляционных свойств диэлектрических материалов и др. Все это существенно снижает точность измерений и надежность работы датчика. В зависимости от величины внешних тепловых потоков для охлаждения используется или сжатый воздух, или вода. При установке датчика перемещений в зоне, где имеет ме­сто интенсивный конвективный теплообмен, на внешнюю поверх­ность следует наносить теплозащитное покрытие. При наличии больших лучистых потоков корпус датчика целесообразно изго­тавливать из материала с низкой степенью черноты или на его поверхность наносить покрытие с высокой отражательной спо-


собностью. На рис. 6.36 и 6.37 приведены фотографии датчиков перемещений ВДИ-10 и ДП-50, предназначенных для использо­вания при нормальной температуре, а на рис. 6. 38 дан датчик ВДП-10, обеспечивающий надежную работу при температурах до 1273 К [24].

Рис. 6.36. Датчик перемещения ВДИ-10

Датчики линейных перемещений с механическим преобразо­вателем и тензометрическим чувствительным элементом при питании измерительного моста электрическим током напряже­нием 6В имеют выходной сигнал до 30 мВ. При линейной зави­симости выходного сигнала от величины перемещения средняя погрешность измерения не превышает ±2%  диапазона.

При измерении больших линейных перемещений возникают значительные погрешности, обусловленные смещением исследуе-

Рис. 6.37. Датчик перемещения ДП-50

мой точки конструкции в плоскости, перпендикулярной оси датчика. Величину этой погрешности можно снизить путем вне­сения расчетных поправок в результаты измерений, однако более целесообразно применять такие средства измерений, которые исключали бы ее. Для измерения вертикальных перемещений мо­жет использоваться дистанционный измеритель ДИП с реохорд-.


ным преобразователем,* конструктивная схема которого   приве­дена на рис. 6.39.

Измеритель ДИП состоит из компенсационного    шарнирного устройства (рис. 6.40), струнного реохорда с грузом, токосъемно-




Рис.  6.38.  Высокотемпературный    датчик переме­щения ВДП-10

го устройства и элементов крепления. При деформировании кон­струкции исследуемая точка перемещается в горизонтальной плоскости и соответственно перемещает натянутую грузом стру­ну, которая, воздействуя на компенсационный механизм, изменя-



Рис.    6.39.    Конструктивна?

схема   измерителя   большие

линейных    перемещений

ДИП:

/—испытываемая конструкция 2—диэлектрическая подвеска 3—струнный реохорд; 4—токо съемное устройство; 6—соедини тельные провода; 5—штепсель ный разъем; 7—груз; 8—диэлек трическая подвеска; 9—компен сационное шарнирное устройсг во; 10—монтажная стойка



ет его длину, не вызывая изменения электрического сигнала, характеризующего вертикальные перемещения конструкции. Из­меритель перемещений имеет линейную зависимость   выходного

*  Конструкция датчика разработана Б. Д.  Нессоновым, Ю. А.  Никоти-ньщ.


сигнала от измеряемой величины, высокую чувствительность и точность измерения — средняя квадратическая погрешность из­мерения не превышает ±0,5% диапазона измерения.

В тех случаях, когда датчик линейных перемещений устанав­ливается на некотором расстоянии от испытываемой конструк­ции вне зоны нагревания, связь между ним и конструкцией осуществляется при помощи соединительных элементов. Длин­ные связи могут вызывать погрешности в измерениях, значитель­но превышающие погрешность самого датчика перемещения,, поэтому выбору соединительных элементов необходимо уделять

Рис. 6.40. Компенсационное шарнирное устройство измерителя боль­ших перемещений (ДИП)

особое внимание. Соединительные элементы могут быть жест­кими (стержень) и гибкими (струна, нить). В тех случаях, когда это возможно, следует отдавать предпочтение жестким связям, дающим меньшие погрешности при измерениях. Основными ис­точниками погрешности являются колебания температуры связи и, как следствие, изменение ее длины (температурные удлине­ния). Поэтому при измерениях необходимо предусматривать защиту соединительных элементов от нагревания, а лучше изго­тавливать их из материалов с малым коэффициентом линейного расширения: кварц, инвар, некоторые сорта керамики, уголь.