Проектирование металлических мостов. Составление и сравнение вариантов. Расчет проезжей части: Методические указания к курсовому проектированию, страница 7

При проектировании виадуков через глубокие овраги и суходолы особое внимание следует уделять выбору типа высоких промежуточных опор, технологии их возведения, уменьшению числа опор в наиболее глубоком (по профилю поверхности оврага, ущелья) месте, а также архитектурному достоинству сооружения. В большей степени виадуки можно считать индивидуальными сооружениями, и при их проектировании необходимо использовать ряд дополнительных литературных и нормативных источни­ков и проектных аналогов.

3.5  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ И СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

ВАРИАНТОВ МОСТА

Определив размеры и расположение судоходных пролетов, вычисляют отметку подошвы рельса на мосту:

                                 (3.2)

где ПР и РСУ — отметки подошвы рельса и расчетного судоходного уровня; Hг — высота подмостового габарита, м; hстр,п — строительная высота пролетного строения с ездой понизу в пролете, измеряемая от низа конструкции до постели плиты или поперечины (верх продольных балок); hплиты — высота безбалластной железобетонной плиты, принимаемая с учетом монолитного прокладного слоя из полимербетона 0,2 м (в случае устройства мостового полотна на деревянных поперечинах — высота мостового бруса, принимаемая с учетом врубки 0,22 м); D = 0,2 м – величина, учитывающая прогибы пролётного строения под воздействием внешних нагрузок.

Получив по формуле (3.2) отметку подошвы рельса на мосту, можно найти высотное положение других элементов моста. Отметка бровки земляного полотна, определяющая высоту насыпей подходов для железно­дорожных линий федерального значения 1А1 – 1А6, 1Б7, 2Б8 (приведенная грузонапряженность от 25 млн. т∙км брутто на 1 км в год и более), принимается на 0,90 м меньше отметки ПР.

Уровень верха опор в судоходной и несудоходной частях отверстия моста можно получить по формуле:

                                                             (3.3)

где hстр,о      —  строительная высота в пролете пролетных строений на опоре, измеряемая от подошвы рельса до верха площадки для установки опорных частей.

Отметку низа конструкции в несудоходных пролетах получим из выражения:                                                                                           (3.4)

где hстр.п      —  строительная высота в пролете пролетных строений с ездой поверху.

Положение низа конструкции пролетных строений и верха опор должно удовлетворять требованиям /2, п. 1.23*/. Эти требования определяют минимальные превышения отметок низа конструкций и верха опор над отметками УВВ и УВЛ.

После вычисления отметок приступают к определению размеров опор. Ширина верха опоры по фасаду определяется из условия размещения опорных частей. При использовании балочных разрезных пролетных строений на одной опоре размещаются две опорные части — подвижная и неподвижная (рисунок 3.2, а). Железобетонная подферменная плита (оголовок опоры) толщиной не менее 40 см, укладываемая по верху опоры, может иметь прямоугольную (рисунок 3.2, б) или закругленную (рисунок 3.2, в) форму в плане.

а  —  на опоре по фасаду;

б — в плане при прямоугольной форме сечения;

в — при закругленной форме опоры в плане

Рисунок 3.2 -  Расположение опорных частей и опорных площадок

В курсовом проекте необходимо определить для одной опоры ее ширину по фасаду b, которая может быть найдена из выражения:

,                                                     (3.5)

где  — расстояние между осями опирания пролетных строений (см. рисунок 3.2, а); е — расстояние между торцами пролетных строений, е = 0,10…0,15 м; d1 — расстояние от оси опирания до торца левого пролетного строения, ; d2 — то же для правого пролетного строения, ; dп и dн — размеры опорной плиты подвижной и неподвижной опорных частей вдоль оси моста (см. Приложение Г); c1 — расстояние от граней нижних подушек опорных частей до граней опорных площадок, принимаемое не менее 15 см; c2 — расстояние в плане от граней опорных площадок до граней подферменной плиты, принимаемое при пролетах от 30 до 100 м — не менее 25 см, а при пролетах более 100 м — не менее 35 см; m — ширина свеса подферменной плиты, принимаемая не менее 10 см.

Ширина опоры, на которую опираются, например, сквозные пролетные строения с ездой понизу с расчетным пролетом слева 66,0 м (на подвижных опорных частях) и справа 88,0 м (на неподвижных опорных частях), определяется следующим образом.

Полные длины указанных пролетных строений соответственно равны 66,94 и 89,1 м (см. Приложение Г, таблица Г.1). Определим расстояние между осями опирания пролетных строений:

.

При значениях dп = 0,80 м; dн = 0,90 м; с1 = 0,20 м; c2 = 0,25 м; т = 0,10 м определим величину bпо формуле (3.5):

.

Полученные по расчету размеры опор следует округлять и принимать их кратными 10 см. В рассматриваемом примере можно принять b= 2,70 м  за счет уменьшения величины с1 на 2 см. Если значение с1, принять минимальным (равным 15 см), то округление нужно сделать в большую сторону. Таким образом следует поступать при определении размера по фасаду, если в дальнейшем величина bне корректируется (например, для монолитных опор с наклонными боковыми гранями). Для сборно-монолитных опор размеры b следует принять ближайшими большими по таблицам типового проекта серии 3.501.1-150.0 -Ч «Опоры унифицированные железнодорожных мостов для обычных и северных условий с применением изделий заводского изготовления», имеющегося на кафедре «Мосты».

Определив ширину опоры по фасаду моста, вычисляют ее длину поперек оси моста. При прямоугольном очертании в плане подферменной плиты (рисунок 3.2, 6) величина L определяется по формуле:

,                                                              (3.6)

где Вф, — расстояние между осями ферм (или балок); d — размер опорной плиты опорной части поперек оси моста; k — расстояние от грани опорной площадки (параллельной оси моста) до грани прямоугольной подфермен­ной плиты (параллельной оси моста), принимаемое равным 50 см при катковых или секторных опорных частях.