Проектирование двухпутного железнодорожного тоннеля, страница 9

6.3 Электроосвещение, электроснабжение, автоматика, сигнализация, связь и пожарная защита

Производительность труда и безопасность работ во многом зависят от освещенности рабочих мест, которая должна составлять не менее 15 лк. Поэтому все подземные выработки обеспечивают стационарным электрическим освещением, не требующим усиления вентиляции и безопасным при выделении газов. В зависимости от размеров сечения по обеим сторонам выработки через 4—8 м на высоте от 2 до 6 м подвешивают лампы мощностью 40-150 Вт. В призабойной части выработки число или мощность ламп увеличивают, а вертикальный забой освещают из расчета 15 Вт на 1 м2 его площади.

В выработках высотой более 4 м допускается применять прожекторы с матовыми стеклами, устанавливаемые так, чтобы была  исключена возможность их ослепляющего действия. Ввиду опасности поражения электрическим током напряжение в сети освещения принимают равным 42 В, за исключением щитов, укладчиков, металлических подмостей и буровых рам, а также переносных ламп, где напряжение принимают равным 12 В.

Лишь в готовой части сухих тоннелей допускается напряжение 220 В с осветительной проводкой, выполняемой изолированным проводом на фарфоровых изоляторах или роликах с высотой подвески не менее 2,5 м от уровня головки рельсов.

Для перехода от напряжения наружной сети к напряжению, принятому в выработке, вне пределов рабочей зоны устанавливают линейные трансформаторы с низковольтным распределительным щитом.

Переносные лампы (ручные и головные), применяемые непосредственно в забое, должны быть защищены сеткой и снабжены вилкой, исключающей возможность их включения в сеть напряжения более высокого, чем 12 В.

На случай перерыва в подаче электроэнергии на рабочих местах должны находиться также аккумуляторные лампы.

7. Охрана природной окружающей среды

При сооружении тоннеля должна предусматриваться проектом и осуществляться охрана сооружений и окружающей природной среды от вредного влияния горных работ. Основные охранные мероприятия сводятся к следующему:

1. Должны систематически проводиться наблюдения за проявлениями горного давления и сдвижением горных пород с определением деформаций земной поверхности и границ опасных зон.

2. Для повышения эффективности осушения, обеспечения устойчивости выработок и безопасности ведения работ в условиях больших водопритоков должны уточняться исходные гидрогеологические данные. Проходка дренажных выработок под вышележащими водоносными горизонтами должна осуществляться с бурением опережающих скважин и применением устройств, предотвращающих прорыв воды в выработки, обеспечивающих безопасный выход людей и эффективный отвод дренажных вод.

3.Запрещается ведение горных работ в границах опасных зон без осуществления мер по предотвращению внезапных прорывов воды, глины, пульпы и вредных газов и предупреждению возможных потерь полезных ископаемых.

4. При строительстве тоннеля должны быть обеспечены безопасность для жизни и здоровья населения, охрана атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния горных работ, а также сохранность заповедников, памятников природы, истории и культуры. Производственные, хозяйственно-бытовые и поверхностные сточные воды, образующиеся на строительной площадке и в тоннеле, подлежат очистке в специально сооружаемых для этой цели очистных устройствах. Сброс неочищенных вод в водные объекты запрещаются.

5. Предприятия, проводящие строительные работы на предоставленных им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, водоемах и прибрежных зонах, обязаны в ходе или после выполнения работ приводить их в состояние, пригодное для пользования по назначению.

6. Должны осуществляться мероприятия, препятствующие эрозии почв или другим формам утраты плодородия земель. Отвалы грунта, не подлежащие рекультивации, должны быть сформированы с учетом требований охраны окружающей среды.

Заключение.

В данном курсовом проекте мы узнали теоретические и практические основы проектирования тоннельных конструкций, нами был выполнен статический расчет обделки типа 2К в программном комплексе TUN-2 (МИИТ) методом конечных элементов, изложена технология сооружения тоннельной обделки типа 1.

По итогам проведенной работы был запроектирован двухпутный железнодорожный тоннель 2 категории, длиной 600 метров  на кривой радиусом 850 метров.

Таким образом, все поставленные нами задачи были выполнены.

Список литературы

1. СНиП 32-04-97. Нормы проектирования. Тоннели железнодорожные и автодорожные.

2. Тоннели и метрополитены / Под ред. В.Г. Храпова. М., 1989. 383 с.

3. Проектирование тоннелей сооружаемых горным способом. Методические указания по курсовому проектированию для студентов факультета «Мосты и тоннели» / Сост. А.К. Поправко, Б.Е. Славин, Ю.Н. Третьяков, Г.Н. Полянкин, Ю.Н. Савельев. Часть 1. Новосибирск, 1999.– 26 с. 

4. Производство работ при строительстве тоннелей, сооружаемых горным способом. Методические указания по курсовому проектированию для студентов факультета «Мосты и тоннели» / Сост. А.К. Поправко, Б.Е. Славин, Ю.Н. Третьяков, Г.Н. Полянкин, Ю.Н. Савельев. Часть 2. Новосибирск, 1999. – 26 с. 

5. ЕНиР. Сборник 36. Горнопроходческие работы, строительство  метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения М. 1976, – 256с

6. ВСН  126-90. Крепление выработок набрызг-бетоном и анкерами при строительстве транспортных тоннелей и метрополитенов.

7. ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

8. Полянкин Г. Н. Буровзрывные работы в тоннелестроении. Учебник для вузов ж.-д. транспорта, – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 375 с.

9. ПБ 03-428-02 Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.