Основания и фундаменты транспортных сооружений: Электронный учебник, страница 9

На однородном по геологическому строению основании работа ленточного фундамента отвечает условиям плоской деформации или же рассматривается как работа балки на упругом основании. Здесь имеет значение, чтобы в поперечной плоскости угол развития конструкции фундамента не превышал 30°, т.е. фундамент был жестким.

Рис. 3.3. Сборный ленточный фундамент стоечной опоры путепровода

Плитные фундаменты (рис. 3.4) имеют значительно превосходящие их высоту размеры подошвы: . Такие фундаменты рассматриваются как плиты на упругом основании. В любой вертикальной плоскости плитные фундаменты являются гибкими.

Рис. 3.4. Фундамент из сплошной железобетонной плиты

под водонапорной башней

Фундаменты мелкого заложения транспортных сооружений выполняют преимущественно из бетона и железобетона. Реже применяется материал - бутобетон. Бетонная кладка может применяться только в жестких фундаментных конструкциях. Для сооружения тела фундаментов используются бетоны марки по прочности не ниже  B20, по водопроницаемости  не ниже W4 и по морозостойкости  не ниже F200. Железобетонные подушки и блоки изготавливаются на заводах железобетонных изделий в соответствии с артикулом.

3.2. Назначение основных отметок и размеров фундамента

мелкого заложения.

Для того, чтобы приступить к проектированию фундамента мелкого заложения необходимо подготовить исходные данные. Надфундаментная конструкция оказывает силовое воздействие на фундамент, передающееся через ее сечение в уровне обреза фундамента. Следовательно, необходимо иметь форму и размеры сечения надфундаментной конструкции в уровне обреза фундамента, а также сочетания расчетных нагрузок, действующих на фундамент.

Положение обреза фундамента назначают с учетом следующих рекомендаций [9, 12]. Если опора моста расположена в пределах водотока, то отметку обреза фундамента принимают на 0,5 м ниже уровня меженних вод. Если, к тому же, имеется ледовое покрытие, то отметку обреза фундамента принимают глубже нижней кромки льда на 0,25 м. Это позволяет избежать непосредственного давления льда на фундамент, имеющий, как правило, размеры сечения большие, чем размеры опоры. При возведении транспортного сооружения на суходоле отметку обреза назначают на 0,25 м ниже уровня планировки. Следует заметить, что указанные рекомендации относительно положения обреза фундамента не имеют обязательного характера и при необходимости и соответствующем обосновании отметка обреза может назначаться отличной от приведенных выше значений.

Нагрузки, действующие на транспортное сооружение, приводят к центру сечения надземной  конструкции в уровне обреза фундамента и оформляют в виде расчетных сочетаний нагрузок - равнодействующих вертикальной Fv, горизонтальной Fh сил и момента M, относительно оси, перпендикулярной к плоскости действия сил и проходящей через центр обреза фундамента. Сочетания нагрузок составляют, как правило, отдельно для сил, действующих в плоскости моста (вдоль моста) и в плоскости опоры (поперек моста).

Особое внимание должно уделяться анализу геологических и гидрогеологических условий основания сооружения. Приступая к проектированию фундамента мелкого заложения, необходимо располагать надежными данными о прочности и сжимаемости грунтов основания. Кроме того, качественное проектирование предполагает выполнения прогноза развития неблагоприятных инженерно-геологических процессов, таких как просадочные явления в грунтах, морозное пучение грунтов, развитие оползневых процессов на крутых береговых склонах и многих других.

Для принятия решения о конструкции фундамента мелкого заложения необходимо назначить глубину заложения фундамента от уровня планировки (на суходоле) или уровня размыва (в пределах водотока), а также размеры его подошвы. Приступая к этой, наиболее ответственной части проектирования, следует учесть ряд рекомендаций.

При расположении фундамента мелкого заложения на суходоле  существует опасность развития процесса морозного пучения грунтов. В пучинистых грунтах глубина заложения фундамента должна быть более расчетной глубины промерзания грунта, считая от уровня планировки, на 0,25 м. Расчетная глубина сезонного промерзания грунта d определяется формулой [9]:

                                                    ,                                                         (3.1)
где dfn - нормативная глубина сезонного промерзания грунтов в районе строительства; kh - коэффициент, учитывающий тепловое влияние сооружения и его фундаментов на глубину промерзания грунтов.

Нормативную глубину сезонного промерзания грунтов dfn принимают равной средней из ежегодных максимальных глубин сезонного промерзания, установленных по данным многолетних наблюдений (не менее 10 лет) за фактическим промерзанием грунтов в районе строительства под открытой, оголенной от снега поверхностью, чем учитываются самые благоприятные условия для промерзания.

При отсутствии многолетних наблюдений за сезонным промерзанием грунтов для районов, где глубина промерзания не превышает 2,5 м, ее нормативное значение определяют по формуле:

                                                           , (3.2)
где d0 - величина, принимаемая равной, м, для суглинков и глин 0,23; для супесей, песков мелких и пылеватых 0,28; для песков гравелистых, крупных и средней крупности 0,30; для крупнообломочных грунтов 0,34; Mt - безразмерный коэффициент, численно равный сумме абсолютных значений среднемесячных отрицательных температур за зиму в данном районе, град.

Значения коэффициента kh для фундаментов неотапливаемых сооружений принимают равным 1,1. Для районов с отрицательной среднегодовой температурой, где глубина сезонного промерзания грунтов превышает 2,5 м, dfn и df устанавливают на основе теплотехнических расчетов.

Для непучинистых оснований минимально допустимая глубина заложения фундамента составляет 1,0 м от уровня планировки.