Назначение основных размеров опор, страница 2

          Вершина конуса насыпи должна отстоять от задней грани устоя на величину , которая должна быть не менее 75 см при высоте насыпи до 6,0 м и не менее 100 см при высоте насыпи более 6,0 м. В железнодорожных мостах возвышение подошвы рельсов над бровкой земляного полотна (над вершиной конуса насыпи) на дорогах I и II категории составляет 90 см, а на дорогах III категории – 75 см.

                  Переднюю грань необсыпного устоя делают вертикальной, а задним граням с целью экономии кладки может придаваться наклон (см.рис.2.59,а,б)

                  При назначении длины обсыпного устоя поверху должны быть выполнены следующие требования норм проектирования. Расстояния от верха подферменника (опорной площадки) до конуса насыпи , измеряемое в плоскости шкафной стенки, должно быть для железнодорожных мостов не менее 50 см. Конус насыпи должен иметь уклон не круче 1:1,5, а при высоте насыпи свыше 12 м этот уклон должен определяться расчетом по устойчивости (см. рис. 2.60).

                  Обсыпные массивные устои, как правило, снабжаются железобетонными крыльями, что позволяет уменьшить массивную часть устоя. Конец крыла должен заходить в конус насыпи на величину .                   

            Необходимые расстояния от верха подферменников до конуса насыпи  нормами проектирования установлены из соображений, чтобы грунт насыпи не попадал на оголовок опоры, не загрязнял опорные части. Для защиты опорных частей от загрязнения иногда устраивают ограждающие стенки по краям подферменной плиты (рис. 3.24). При этом указанные выше расстояния  измеряют не от верха опорной площадки подферменника, а от верха ограждающей стенки. Применение ограждающих стенок сокращает длину устоя.

         параметры массивных устоев железнодорожных мостов

Рис. 3.24.  Схема к определению размеров подферменной плиты устоев и длины обсыпных устоев:

а – при отсутствии ограждающих стенок; б - при устройстве ограждающих стенок

                  Передней грани устоя иногда придают уклон, приблизительно равный 3:1, а задней грани – уклон примерно 8:1, хотя заднюю грань нередко делают и вертикальной (см. рис. 2.60). При этом исходят из того, чтобы равнодействующая от всех постоянных нагрузок, включая горизонтальное давление грунта конуса насыпи, проходила по возможности ближе к центру тяжести сечения опоры по обрезу фундамента. Применение наклонных граней позволяет сократить объем кладки устоев.

                  Линия пересечения поверхности конуса насыпи с передней гранью устоя должна быть выше уровня высоких вод не менее, чем на 0,5 м (см. рис.2.60)

                  Размеры промежуточной опоры поверху, вдоль оси моста (толщина тела опоры) определяются размерами подферменной плиты с учетом свесов. Размеры опоры к низу в связи с увеличением внутренних усилий в ее сечении, прежде всего изгибающих моментов относительно оси, перпендикулярной оси моста, увеличивают, придавая боковым граням наклон 20:1…40:1 (рис. 2.53,а). Такое изменение размеров опоры целесообразно только в том случае, если опора монолитная, бетонируется в опалубке непосредственно на объекте, что характерно для мостов старых проектировок. В настоящее время применяют чаще всего сборно-монолитные опоры, в которых в качестве опалубки используют блоки облицовки. Поэтому опору делают постоянной толщины по всей ее высоте или на отдельных участках (рис. 3.25,б). Конечно, это приводит к некоторому увеличению объема кладки, но получается экономия ее стоимости за счет значительного сокращения типоразмеров блоков облицовки.

             В поперечном направлении, т.е. перпендикулярно оси моста, размер опоры (ширина) также определится размерами подферменной плиты. Но так как размеры опоры в этом направлении достаточно большие, а силы, действующие на мост в поперечном направлении сравнительно невелики, увеличивать поперечные размеры опоры к низу, как правило, нет необходимости.

                  В опорах на реках с очень мощным ледоходом при значительной толщине льда и высокой его прочности, как было отмечено в п. 2.4, применяют ледорезы. Режущей грани ледореза придают уклон 1:2…1:1,5. Верх ледореза должен располагаться выше наивысшего уровня ледохода не менее, чем на 1,0 м, а низ ледореза – на расстоянии не менее 0,5 м ниже наиболее низкого уровня ледохода с учетом толщины льда (см. рис. 2.58.) Из этих соображений определится размер опоры с ледорезом у обреза фундамента.

                  Речные опоры должны иметь обтекаемую форму. Но при высоких опорах, когда расстояние от верха опоры до уровня высоких вод значительно, придавать сечениям опоры обтекаемую форму по всей ее высоте нецелесообразно. В этом случае верхняя часть опоры может иметь прямоугольную форму  или состоять из отдельных бетонных или железобетонных столбов (см. рис. 2.56). Необходимые размеры  этой  части опоры определяются расчетом.

                  Высоту тела промежуточной опоры определяет отметка обреза фундамента. В путепроводах и в мостах на суходолах ее назначают на 0,5 м ниже поверхности грунта, а на водотоках – ниже уровня меженных вод. Кроме того, из соображений предохранения фундамента от повреждения льдом, его обрез назначают ниже поверхности наинизшего уровня ледостава на толщину льда, с учетом возможного ее увеличения у опоры. Это увеличение принимают равным 25 см. Что касается назначения отметки обреза фундамента у необсыпных устоев, здесь существует лишь одно ограничение – чтобы фундамент не выступал над поверхностью грунта. У обсыпных устоев обрез фундамента может назначаться выше поверхности грунта.