Материалы монолитных бетонных обделок (бетон, арматура, их характеристики). Проектирование внутреннего очертания обделки ж.д. тоннеля. Камеры и ниши: назначение, расположение, конструкции. Внутритоннельный водоотвод. Основные системы вентиляции тоннелей, страница 3

18.Поверхностный водоотвод

Поверхностный водоотвод имеет особое значение если атмосферные осадки являются одним из основных источников питания подземных вод. Для этого планируют надтоннельную полосу с устройством нагорных канав (уклон 3-4‰), перехватывающих, собирающих и отводящих атмосферные осадки.

Растительность содействует задержанию вод на склонах горы, поэтому целесообразно их удаление.

При проектировании поверхностного водоотвода используют методы мелиорации.

19.Основные системы вентиляции тоннелей

Продольная; Поперечная; Шахтная

Продольная система («Саккардо») - воздух подается или вытягивается по всему сечению выработки вентиляторами, установленными в вентздании.

Применяется в ждт Lт =2…3 км.

Недостатки:

-необходимо разделять транспортные потоки;

-длинные тоннели с интенсивным движением – неэффективно;

-в однопутных ждт и адт с односторонним движением при продольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потока совпадали с преимущественным направлением движения транспортных средств.

Плюс: дешево.

Поперечная системы вентиляции

Воздух из вент/киосков подается в прод. каналы, а из ним по поперечным каналам – в транспортный тоннель. Отсос – через люки в перекрытии. 

Вентиляторы распол. в вентзданиях или венткиосках.

Варианты: полупоперечная, полупродольная

Шахтная – продольная или поперечная : применяется при большой длине тоннелей

Продольные и шахтные системы должны иметь возможность реверсирования воздушной струи (п/пожар.).

Струйная (разновидность продольной) 

При   .                 

Последовательно установленные осевые вентиляторы.

Проще, но менее эффективно.

Производительность в-ров и их типы выбирают по расчету исходя из объемов проветривания, а давление – по депрессии вентсистемы.

20.Требования к воздуху тоннельной атмосферы

Для обеспечения нормальных условий труда обслуживающего персонала, ремонтных бригад необходима постоянная подача свежего воздуха, уменьшенная влажность в тоннеле и понижение консистенций вредных примесей до допустимых и поддерживающих температуру.

Объем проветривания – это количество воздуха, которое необходимо подавать в тоннель в единицу времени, чтобы:

1) разбавить вредные газы и примеси до уровня ПДК;

 2) не допустить повышения температуры воздуха в тоннеле выше допускаемой по нормам.

Объем проветривания определяют отдельно для каждого режима вентиляции, отд. по СО,  да еще  возможны летние и зимние режимы вентиляции.

 Из них за расчетные  объемы принимают наибольшие.

1. В ждт при тепловозной тяге:

-определяют концентрацию СО;

-кратность воздухообмена;

-объем проветривания.

2. ЖДТ при  электровозной тяге – по газам не рассчитывают,

Проводится расчет по теплоизбыткам, но также необх. расчет для случая ремонтных работ.

3.  АДТ с 2  полосами движения.

Для курс. проекта в качестве исходных данных принимать, в соотв. с СНиП  2.05.02-85 («Автомобильные дороги»).

4. Расчет по теплоизбыткам.

 Определяют выделение тепла от сгорания топлива или работы электр. двигателя.


21.Факторы естественного проветривания тоннелей

1) Тепловое (гравит.) давление – следствие разных температур воздуха в тоннеле и вне его:

где        - разность отметок порталов;        -плотность воздуха, кг/м3;                           .

Масса воздуха при нулевой влажности и норм. атм. Давлении.

2) Поршневое давление

 

где       -«миделевое» сеч. поезда или автомобиля, м2    (      : легк. 2-2,8 м2;  груз. 3-6 м2; автобус 3-8 м2);

        - сечение тоннеля , м2;

      - коэффициент лоб. сопротивления автомобиля                              (легк.:0,4-0,5; груз.: 0,6-1; автобус: 0,4-0,9);

      - скорость движения поезда или автомобиля, м/с;

       =>0 - скорость движения воздуха в тоннеле, м/с.

В ждт поршневое давл. учитывается путем последоват. вычисления нескольких аэро/динам. параметров, в том числе       - скорость воздушного потока в момент выхода поезда из тоннеля, м/с,        и         - время свободного движения воздушного потока в тоннеле.

 Проветривание тоннеля обеспечивается, если     

            - расчет. Интервала между поездами.

 


3) Баром. давление: за счет разности                       даПа (если размерность в мм. рт. столба, то умножаем на коэффициент 13,6).

4) Ветровое давление:

 


22.Классификация грунтов по крепости (школа М.М. Протодьяконова)

На основании наблюдений за поведением крепей и обобщения обширного опыта проведения горных выработок     проф. М.М.Протодьяконовым в 1926 г. предложена классификация грунтов по крепости.

По этой классификации все грунты делятся на 10 категорий (I…X),    с f = 0,1…20.

В основу классификации положен коэффициент крепости f (безразмерная величина), который приближенно равен одной десятой доли предела прочности скального грунта на сжатие:

                      f = 0.1Rс   ,                                         

Предел прочности грунта на одноосное сжатие в водонасыщенном состоянии Rс, МПа, определяют из соотношения:

                                               Rс = P /F,                                                      

где P – нагрузка, при которой образец раздавливается, Н;