Наступательные и оборонительные стратегии роста «современного предприятия»: история развития в XIX-XX вв

Страницы работы

Содержание работы

2. Наступательные и оборонительные стратегии роста «современного предприятия»: история развития в XIX-XX вв.

Современная корпорация (предприятие) – продукт серии организационных инноваций, целью и результатом которых была минимизация трансакционных издержек. (О. Уильямсон).

Минимизация трансакционных издержек, экономия на масштабе и экономия на разнообразии – организационные факторы роста фирмы.

Экономия на масштабе – снижение издержек на пр-во и/или распределение единицы продукции, возникающее при увеличении объёма пр-ва и/или распределения отдельно продукта в рамках данной хоз единицы.

Экономия на разнообразии -  снижение издержек на пр-во и/или распределение единицы продукции, возникающее при использовании технологических процессов в рамках данной хоз единицы для пр-ва и/или распределения более чем одного вида продукции.

Характеристики «современного предприятия»:

-  в основе – капиталоёмкие технологии (в отличие от трудоёмких подразумевают либо принципиально новые технологич процессы, не связ с ранее существующими технологич цепочками, либо качественные изменения в существующих технологич процессах)

-  несколько функций

-  несколько товарных линий

-  несколько географических рынков

-  несколько хоз единиц

-  собственность и менеджмент разделены

-  управляется преимущественно «видимой рукой менеджмента»

 


Стратегии становления и роста

Оборонительные стратегии – стратегии становления. Направлены на защиту ранее сделанных инвестиций. К ним относятся: вертикальная и горизонтальная интеграция (привели к появлению функциональных стуктур).

Вертикальная интеграция – рост предприятия за счёт слияний и поглощений в рамках одной технологической цепочки.

-  непосредст-но направлена на обеспечение загрузки мощностей, позволяющей достичь экономии на масштабе

-  позволяет сущ-но снижать трансакционные издержки

-  зависит от степени специфичности активов

Наблюдалась в отраслях:

-  с поточными технологиями пр-ва фасованной потребительской продукции (сигареты, спички, мыло)

-  производящих скоропортящиеся продукты (пиво, фотопринадлежности)

-  машиностроения, требующих послепродажного обслуживания (швейные машинки, с/х машины)

Горизонтальная интеграция – рост предприятия за счёт слияний и поглощений в рамках отрасли. Историческая причина – кризис перепр-ва, который для каждого отдельного бизнеса связан с падением цен. Поэтому разные предприятия договариваются об объёмах пр-ва в рамках «мягких» картельных форм. Когда кризис завершился, картели преобразовались в холдинги и тресты, где отдельные хоз единицы теряют самостоят-ть.

-  опосредованно связанна с проблемой загрузки мощностей, позволяющей достичь экономии на масштабе

-  исторически возникает в «мягких» картельных формах как ср-во борьбы с кризисами перепроизводства

-  позволяет достичь экономии на масштабе, создавая «жёсткие» структуры – холдинги и тресты, обеспечивающие воз-ть перераспределения фин потоков в рамках единой собст-ти.

Наступательные стратегии – стратегии становления структуры современных предприятий. К наступательным стратегиям относятся: диверсификация и географическая экспансия (привели к появлению дивизиональных структур).

Диверсификация (20-е гг ХХ в. и позже) – рост предприятия за счёт инвестиций в новые товарные рынки (по отношению к базовому производству не может рассматриваться как горизонт/вертикальная интеграция).

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0