Состояние системы охлаждения в РПС. Применение холодильной установки вагона, страница 2

Стены грузового помещения обшиты внутри листами алюминия с накладными вертикальными гофрами. Это придает обшивке необходимую жесткость и обеспечивает циркуляцию воздуха между стеной и грузом. Пол имеет резиновое покрытие. Для обеспечения циркуляции воздуха под грузом грузовое помещение оборудовано напольными решетками, которые выполнены из алюминиевого сплава с резиновыми амортизаторами на опорах. Решётки крепятся шарнирно к боковым стенам вагона. Размеры дверного проема (ширина 2200 мм, высота 2000 мм), прочность пола и напольных решеток позволяют для погрузочно-разгрузочных работ использовать автопогрузчик с нагрузкой на одно колесо не более 1200 кгс.

В машинном отделении на специальных рамах расположены один над другим два компрессорно-конденсаторных агрегата, работающих на хладоне-12 (ГОСТ 19212-73).

На торцовой стене закреплен электрощит и переговорный аппарат, над ними размещены два терморегулятора и монтажный электрощит. Для монтажа агрегатов в отделении предусмотрены две двери с жалюзи для охлаждения конденсаторов.

Охлажденный воздух в грузовое помещение подается от воздухоохладителя           расположенного за открывающимися щитами. Над воздухоохладителем размещены электрические печи, предназначенные для отопления помещения при перевозке грузов, боящихся подморозки. Грузовое помещение оборудовано приборами принудительной приточно-вытяжной вентиляции.

Под потолком проложен вентиляционный короб, по которому предварительно охлажденный или подогретый воздух двумя электрическими вентиляторами подается в грузовое помещение. Эти же вентиляторы по воздухозаборнику засасывают свежий воздух. Выброс воздуха из помещения производится через дефлектор, установленный на крыше у торцовой стены, противоположной воздухоохладителю.

Дефлектор связан с грузовым помещением каналом, расположенным внутри торцовой стены вагона. Отверстия для входа и выхода воздуха перекрываются заслонками.

1.3 Системы охлаждения в изотермических вагонах зарубежных дорог. Тенденции развития систем охлаждения

На зарубежных железных дорогах основным типом изотермических вагонов все еще является вагон-ледник. Часть изотермических вагонов вообще не имеет охлаждающих систем и используется как термосы или при перевозке грузов загружаются «сухим» льдам.

В последние годы для перевозки скоропортящихся грузов на заграничных дорогах все шире применяются изотермические контейнеры, контейнеры и прицепы с различными устройствами охлаждения, а также авторефрижераторы, особенно при перевозках на сравнительно короткие расстояния. Это сдерживает увеличение парка изотермических вагонов, а в некоторых странах способствует даже его сокращению.

Из новых способов охлаждения, которые были испытаны в последние годы в США. Англии, во Франции и в ряде других стран, особого внимания заслуживает охлаждение с помощью сжиженных газов (жидкий азот, жидкий углекислый газ, сжиженный воздух). Наибольшее распространение получают системы жидко-азотного охлаждения. Принцип работы таких систем основан на использовании охлаждающего эффекта жидкого азота при переходе в естественное газообразное состояние.

Жидкий азот заправляется в изолированные контейнеры емкостью 1500—2000 л, расположенные в торцовой стене вагона. В режиме охлаждения азот поступает из контейнера по распределительному трубопроводу к форсункам и, испаряясь непосредст­венно в грузовом помещении, поглощает тепло.

Широкое внедрение этой системы в изотермических вагонах зависит, прежде всего, от стоимости жидкого азота, размещения заводов по его производству, сети заправочных пунктов и др.

Изотермические вагоны США. Основную часть изотермических вагонов США составляют вагоны-ледники, но интенсивно проводятся работы по созданию вагонов с машинным охлаждением.

В качестве холодильного оборудования используются компрессионные установки, работающие на фреоне. В каждом вагоне обычно монтируются две холодильные машины.

Расчёт требуемой холодопроизводительности и подбор холодильного оборудования большинством фирм производились на условия перевозки мороженых грузов при температуре воздуха в грузовом помещении от -18 до -23 °С и температуре наружного воздуха от +35 до -40°С, а также на условия охлаждения в вагоне и перевозки предварительно неохлажденных фруктов и овощей.

В качестве силового оборудования предпочтение отдается дизель-генераторным установкам. Нередко в вагоне размещают только одну установку. При этом дизель чаще всего работает непрерывно, а работа холодильных установок автоматизируется с использованием шагового (выключение и включение компрессора) или непрерывного (изменение скорости вращения вала или отключение части цилиндров компрессора) регулирования производительности с целью поддержания в грузовом помещении заданной температуры. Отопление грузового помещения осуществляется электронагре­вателями, хотя некоторые фирмы используют для этой цели обратный цикл холодильных машин. Контроль за работой оборудования рефрижераторных вагонов, осмотр и текущий ремонт в пути следования выполняются на специальных пунктах.

Все вагоны с машинным охлаждением в США четырехосные, цельнометаллические с длиной кузова 15, 16 и 17 м. Полезный объём грузового помещения 70—125 м3. Некоторые фирмы выпускают рефрижераторные вагоны с длиной кузова до 26 м.

Коэффициент теплопередачи вагонов 0,22-0,24 ккал/м2чград. В качестве теплоизоляции используются полиуретан и пенопласта.

Каркас кузова вагона вынесен за наружную обшивку, широко используются в качестве отдельных элементов каркаса наварные гофры на наружной обшивке, кузова. Большое внимание уделяется вибротряскоустойчивости машинного оборудования, для чего используются специальные поглощающие аппараты автосцепки вагонов. Агрегаты (особенно дизель) устанавливаются  на    амортизаторы для гашения толчков во время движения вагона.

Кроме машинного охлаждения изотермических вагонов, в США используется охлаждение их с помощью сухого льда и сжиженных газов, которые разбрызгиваются или циркулируют внутри системы батарей. Это позволяет поддерживать в грузовом помещении температуру на любом уровне и делает такой способ охлаждения пригодным как для перевозки мороженых, так и охлажденных грузов.