Ремонт электрооборудования пассажирских вагонов в электроцехе пассажирского вагонного депо, страница 4

          Автоматическое изменение (уменьшение) установленного уровня выходного напряжения в рассматриваемой схеме РНГ может произойти под влиянием каналов, контролирующих токи генератора Iг и заряда аккумуляторной батареи Iб. Сигналы от этих каналов через диод V6 подаются на базу транзистора V3, вызывая его открытие. В результате происходящих при этом в схеме изменений уменьшается выходное напряжение генератора, что исключает его перегрузку или ограничивает зарядный ток батареи. Экспериментальными исследованиями установлено, что при срабатывании каналов ограничения частота переключения тиристоров исполнительного узла РНГ увеличивалась до 150-200 Гц. Выходное же напряжение генератора при этом снижалось со 132 до 110 В.

        В схеме регулятора 2Б,231 контроль напряжения генератора обеспечивается измерительным мостом, состоящим из двух плеч (см. рис. 1.3,б). Одно плечо образовано резисторами R1 –R5, другое резистором R8, диодами V7, V8 и стабилитроном V9. Резисторы R2-R5 первого плеча шунтированы конденсатором С1, что обеспечивает сглаживание подводимого к ним от диодов V3- V5 выпрямленного напряжения. Второе плечо так же, как и тиристор РВГ (см. рис. 1, 2,а) получает питание с одной из фаз генератора. Между точками А и Б этих плеч включен переход эмитер-база транзистора V6, выполняющего роль порогового элемента. От точек а и б сигнал подается к составному триоду, управляющему работой тиристора РНГ.

        Если потенциал точки А выше потенциала точки Б, то транзистор V6 открыт, и сигнал управления не проходит к составному транзистору. Тиристор РНГ остается закрытым. При обратном соотношении этих потенциалов транзистор V6 заперт. В этом случае между точками а и б появляется напряжение. Составной транзистор открывается, вызывая отпирание тиристора РНГ. Регулирование выходного напряжения генератора в этой схеме обеспечивает резистор R4.

       1.6. Устройства обеспечивающие изменение уровня зарядного напряжения.

        К регуляторам можно отнести и устройства, обеспечивающие изменение уровня зарядного напряжения батареи в зависимости от температуры (электролита или воздуха). Такие устройства устанавливаются на всех вагонах с АСЭС типа ЭВ.10.02. В схемах ранних выпусков эти функции выполняли реле температуры (РТ). В вагонах последних лет эти же задачи решает блок управления зарядом (БУЗ).

       Не останавливаясь подробно на описании схем РТ и БУЗ, которое можно найти в технической литературе , отметим лишь кратко те возможности, которые благодаря им получает система.

        РТ с помощью датчиков (терморезисторов ММТ-4-а) контролирует температуру воздуха в аккумуляторном ящике и ступенями меняет зарядное напряжение (60 В при t> +15 0С, 65 В при -10 °С <t <+15 °С и 70 В при t <-10 0С). Исполнительные элементы РТ, срабатывая в границах указанных интервалов, меняют ток управления магнитного усилителя, рабочие обмотки которого выполнены в цепи дополнительной обмотки вагонного генератора.

        БУЗ управляет углом открытия тиристоров, включенных в цепи дополнительной обмотки генератора . Схема блока выполнена на базе микросхем типа К553УД2 и осуществляет автоматическое изменение зарядного напряжения в зависимости от температурных условий работы батареи. Одновременно БУЗ исключает возможность повышения зарядного тока свыше 60 А.

        При таких способах регулирования нет непосредственной связи между схемой регулятора (РНГ) и устройством, контролирующим температуру. Регулятор напряжения обеспечивает неизменное на уровне 50+-3 В, выходное напряжение основной обмотки генератора, а РТ и БУЗ меняют выходное напряжение его дополнительной обмотки.

Иначе эта задача решается в АСЭС вагонов производства Германии, где применены регуляторы типа 2460.025. Здесь для контроля за температурой электролита устанавливается специальное устройство типа 2450.055. схема соединения которого с названным регулятором показана на рис. 1.4,а.

Рис. 1.4. Схема включения (а) регулятора зарядного напряжения типа 2450.055 и обеспечиваемое им изменение (б) зарядного напряжения

в зависимости от температуры электролита


       Датчики (термометры сопротивления ТС), используемые для контроля температуры, первоначально помещались в отверстия, высверленные в выводах (борнах) аккумуляторов. Таких аккумуляторов с измененной конструкцией вывода в батарее было четыре. Датчики ТС, установленные в них, соединялись параллельно- последовательно, а сигнал с них подавался на выводы 5, 7, 8 температурного устройства. Предусматривалась возможность работы устройства без переналадки от четырех или одного датчика. Впоследствии от изменения конструкции аккумулятора отказались, а датчики стали размещать в наконечниках провода, подсоединяемого к борну аккумулятора.

      Температурные изменения сопротивления датчика ТС оцениваются схемой управления СУ устройства (на рисунке подробно не показана), выполненной на двух операционных усилителях типа К1 УТ5З 1А. Выходной сигнал этих усилителей управляет состоянием составного триода (V3, V4). Его коллекторно-эмиттерная цепь с резисторами R5, R6, диодом V5 и стабилитроном V2 через выводы 4, 6 устройства соединена с выводами 1 и 9 регулятора РНГ.

       Работающие в усилительном режиме транзисторы V3, V4, подключенные через вышеназванные элементы параллельно резистору R1 измерительной цепи РНГ, могут менять ее общее сопротивление. Изменение соотношения плеч измерительной цепи РНГ меняет его установку в зависимости от температуры. Характер этой зависимости показан на рис. 1.4,б.

       При температуре +55 °С выходное напряжение составляет порядка 124 В, плавно увеличиваясь до 140 В при снижении температуры до +5 °С. Дальнейшее снижение температуры не влияет на зарядное напряжение.