Разработка производственного участка депо по ремонту колесных пар вагонов, страница 2

К основным участкам относятся:

–  вагоносборочный участок с малярным отделением;

–  участок по ремонту тележек, участок по ремонту колёсных пар и роликовых подшипников с демонтажным, ремонтным, комплектовочным и монтажным отделениями.

К вспомогательным участкам относятся следующие участки и отделения: слесарно-механическое; столярное; автотормозное; инструментальное; отделение по ремонту и комплектованию автосцепного устройства.

К обслуживающим устройствам относятся: котельная; компрессорная; трансформаторная; генераторная; кладовая запасных частей и огнеопасных материалов; вентиляционная; отделение по ремонту деповского оборудования, ремонтно-механическое, ремонтно-хозяйственное, монтажное, деревообделочное. Также к обслуживающим участкам относятся служебно-бытовые и подсобные помещения, столовая, туалеты, пункт первой медицинской помощи и помещения, обеспечивающие жизнедеятельность.

Важнейшим условием работы вагонных депо является ритмичность выпуска вагонов из ремонта при максимальном использовании производственных мощностей, высоком качестве ремонтных работ и минимальных затрат труда и материальных средств.

При деповском ремонте применяют два метода ремонта вагонов: стационарный, при котором вагон (объект ремонта) от начала и до окончания ремонта находится на одной позиции (рабочем месте); и поточный, при котором вагон последовательно перемещается с позиции на позицию с помощью технологического транспорта или маневрового локомотива через определенные промежутки времени.

Стационарный метод, несмотря на его простоту, имеет существенный недостаток. Он заключается в том, что все наиболее трудоёмкие работы (подъёмка вагонов с выкаткой тележек, транспортировка выкаченных тележек в колёсный и тележечный участки и обратно после их ремонта в вагоносборочный участок, смена автосцепного устройства, ремонт тормозных магистралей) должны выполняться одновременно на всех вагонах. Это приводит к определенным затруднениям и требует наличия большого количества механизмов и приспособлений. Кроме того, вынужденные переходы рабочих с одного вагона на другой по всему фронту работ вызывают значительные потери рабочего времени.

Признаками поточного метода ремонта являются: расчленение процесса ремонта на отдельные операции; закрепление этих операций за определенными рабочими местами; оснащение рабочих мест специализированным оборудованием, инструментом и приспособлениями для высококачественного и производительного выполнения операций; перемещение предметов труда с одного рабочего места на другое; однородность ремонтируемых изделий.

Поточный метод ремонта является наиболее передовым в организации производства. Он характеризуется разделением комплекса операций, осуществляемых при ремонте вагонов и их узлов, на группы, закрепляемые за отдельными рабочими местами (позициями), размещёнными последовательно в соответствии с технологическим процессом. Значительное сокращение количества технологических операций, выполняемых на каждой позиции, создаёт возможности внедрения высокопроизводительной специализированной стационарной технологической оснастки и существенного повышения производительности труда.

В проектируемом депо принимаем поточный метод ремонта вагонов при сквозном вагоносборочном участке.

Для каждого вагона началом отсчета величины его пробега была принята дата выписки формы ВУ-36 [2].

При принятом поточном методе ремонта весь ремонт вагона производим на одном пути с перестановкой его через определённые промежутки времени с позиции на позицию.

Управление депо построено на бесцеховой структуре, основной производственной единицей которой является участок, возглавляемый мастером.

1.2 Генеральный план вагонного депо

Генеральный план депо является одним из важных разделов проекта, представляющим собой рациональное, комплексное, технологическое и строительно-архитектурное решение вагонного депо, определяющим взаимное размещение зданий, сооружений, рельсовых и безрельсовых дорог, наземных и подземных инженерных коммуникаций, зелёных насаждений и ограждений в увязке со схемой производства и местными условиями (рельеф, конфигурация площадки, ориентация её по сторонам света, примыкание к основным транспортным магистралям и т. д.).

Генеральный план предприятия – вычерченное в определенном масштабе изображение территории предприятия с расположением всех производственных; административных и бытовых зданий, энергетических, инженерных коммуникаций, железнодорожных путей, автодорог, ограждений [1].

Взаимное расположение зданий и сооружений депо, указанное на генеральном плане обеспечивает:

-   прямоточность движения вагонов и их узлов в процессе ремонта;

- преобладающее перемещение грузов производится при помощи технологического транспорта;

-  сокращение протяженности энергетических коммуникаций;

-  минимальное пересечение путей следования рабочих с работы и на работу с железнодорожными путями;

-  учет направления господствующих ветров и выполнение требований производственной безопасности;

-  двойное примыкания к станции (без пересечения главных путей и создания угловых потоков при подаче и уборке вагонов в депо и из депо).

Кроме того, на предприятии созданы нормальные санитарно-гигиенические и производственные условия труда, имеются в наличии резервные площади для дальнейшего расширения депо.

При разработке генерального плана депо предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, которые будут расположены на его территории, и устанавливают площади их застройки и габаритные размеры в плане, а также предусматривают потребные площади для складирования запасных частей, пиломатериалов и другой продукции, хранение которых допускается на открытых площадках вне зданий. Все вспомогательные помещения, как правило, следует размещать в пристройках к производственным зданиям, а в случаях размещения их в отдельно стоящих зданиях они должны соединиться с производственным корпусом депо, отапливаемым коридором или галереей [2].