Прочностной мониторинг вагонных конструкций (Раздел дипломного проекта)

Страницы работы

38 страниц (Word-файл)

Содержание работы

3 Прочностной мониторинг

3.1 Цели и задачи прочностного мониторинга вагонных конструкций

Мониторинг (англ. monitoring) – наблюдение за каким – либо процессом или состоянием чего – либо с целью контроля.

Понятие «мониторинг» можно встретить в различных сферах деятельности человека, например в экономике, охране окружающей среды, технике.

Существует два определения понятия «прочностной мониторинг»:

1.  прочностной мониторинг – это наблюдение и анализ за наиболее напряженными участками вагонных конструкций;

2.  прочностной мониторинг – это контроль и управление состоянием вагона с целью обеспечения надежной его эксплуатации в течении заданного срока службы.

Термин «прочностной мониторинг» был предложен И.Г. Овчинниковым.

Мониторинг должен обеспечить непрерывный или периодический контроль и управление напряженно – деформированным состоянием существующих вагонов. Прочностной мониторинг должен лежать в основе принципа эксплуатации по техническому состоянию вагона. Этот принцип предлагает контроль нагруженности основных и наиболее напряженных участков в течении предыдущего периода эксплуатации, получение информации об изменении технического состояния для прогнозирования ресурса и достижения предельного состояния [9].

Мониторинг используется в понятии остаточного ресурса. Безопасность оборудования тесно связана с показателями ресурса и надёжности, а они определяются конструкцией, примененными материалами, технологией изготовления, условиями эксплуатации.

Понятие ресурса включает в себя предполагаемую или фактическую деградацию служебных свойств конструкционного материала при назначенных и эксплуатационных условиях и режимах работы материала, так как проблема деградации свойств материала вагонных конструкций наиболее актуальна, то для остаточного ресурса конструкций необходим мониторинг деградации свойств материала в реальном масштабе времени. Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать мониторинг вагонных конструкций.

Основная цель мониторинга заключается в обеспечении системы текущего осмотра и ремонта подвижного состава своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

-  оценить показатели состояния и функциональной целостности вагона;

-  выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры при отклонении от норм содержания вагона;

-  создать предпосылки для определения мер по устранению возможности возникновения аварийных ситуаций.

Свойствами конструкционного материала, которые определяют ресурс, являются прочность, пластичность, трещиностойкость. Деградация свойств происходит вследствие коррозии, воздействия температуры, действующих и остаточных напряжений.

Коррозия приводит к уменьшению толщины, потере плотности, изменению состава и структуры поверхностных слоев, снижению прочности и трещиностойкости конструкционных материалов.

Влияние температуры на деградацию свойств материалов сказывается через возможные фазовые и структурные превращения металла и поверхностных слоев, снижения характеристик длительной прочности, пластичности и термической усталости.

Действующие и остаточные напряжения не только усугубляют влияние коррозионных сред, но и непосредственно определяют длительную прочность и циклическую долговечность.

Опыт эксплуатации показывает, что при неправильном выборе материалов большое значение могут приобретать скорости контактной и язвенной коррозии. Компонентно-избирательную коррозию следует учитывать при использовании деталей из медных сплавов.

При равных прочих условиях во время эксплуатации решающее значение имеют химический состав и параметры, коррозионность внешней среды.

Прочностной мониторинг решает такие задачи как:

-  оценка текущего состояния (поиск дефектов, анализ нагрузок);

-  прогнозирование изменения состояния с течением времени под влиянием действующих причин;

-  по результатам исследований необходима координация действий на объект исследований.

Большое количество параметров и действующих факторов делает необходимым создание автоматизированных систем сбора и анализа степени деградации исходных свойств материалов и расчета по этим данным остаточного ресурса.

Концепция прочностного мониторинга предполагает получение информации о величине напряжений в несущих элементах конструкции вагона в течении всего срока службы. Для этой цели использование тензометрических измерений является наиболее рациональным с точки зрения достоверности и точности получаемых результатов. Однако существующие датчики и разработанные под них технологии их установки и эксплуатации имеют ряд существенных недостатков:

-  необходимо нарушать целостность лакокрасочного покрытия для крепления тензодатчиков;

-  необходимость в подключении сложной аппаратуры усиления сигнала и его записи на установленный на объекте контроля компьютер или передачи на станционный;

-  наличие проводов, аппаратуры и самих датчиков на поверхности объекта не гарантирует их сохранности в процессе эксплуатации.

Эти недостатки не позволяют эффективно использовать тензометрию в процессе эксплуатации подвижного состава с целью мониторинга состояния его несущих элементов.

Прочностной мониторинг включает в себя следующие этапы:

-  сбор и обработка данных;

-  анализ экспериментальных данных и выбор модели из имеющегося банка моделей коррозионного износа;

-  определение значений коэффициентов коррозионного износа выбранной модели по экспериментальным данным;

-  разработка методики и алгоритма расчета вагонной конструкции, составление программы;

-  выполнение расчетов, анализ результатов расчета, сопоставление с экспериментом.

Система мониторинга ресурса должна включать банк исходных данных о свойствах примененных материалов, программы контроля выбранных параметров, программы по расчету ресурса, систему автоматического контроля и регистрации данных в течении всех циклов эксплуатации.

Существующие системы входного пооперационного и приемочного контроля позволяет создавать банк исходных данных конструкционных материалов, включая химический состав, структуру, характеристики прочности и пластичности. Для выбранных элементов и деталей в банк данных заносятся сведения о технологии изготовления, монтажа, обнаруженных допустимых дефектах и о действующих эксплуатационных нагрузках [10].

Программа контроля должна отражать значимые для ресурса свойства материалов с ранжировкой по степени важности, параметры контроля свойств материала и коррозионных сред, объекты контроля и места установки датчиков. Выбор мест контроля определяется экспертным путем при определении назначенного ресурса.

Система обеспечения периодического контроля и управления техническим состоянием вагонов, используемых для перевозки агрессивных грузов, должна учитывать условия эксплуатации. Система мониторинга в зависимости от технического состояния вагона должна:

-  оценивать напряженно – деформированное состояние элементов конструкций и их изменение с учетом имеющихся дефектов и повреждений локального и распределенного характера;

-  проводить анализ степени соответствия несущей способности конструкции внешним нагрузкам в рассматриваемый период;

-  осуществлять выбор и организацию системы технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей восстановление несущей способности и модернизации конструкции вагонов.

Похожие материалы

Информация о работе