Экзаменационные вопросы по курсу «Стратегическое управление» (Вариант 2), страница 4

l  Базируются на особенностях дизайна продукта, сервисе, процедурах оценки качества, упаковки, организации доставки, обработки заказов

21. Особенности конкуренции в зрелых отраслях:                                                (2 балла)

l  Зрелые отрасли (энергетика, строительство, транспорт, финансы, производство продуктов питания и большинство услуг) доминируют в мировой экономике

l  Здесь сложно добиться дифференциации из-за искушенности покупателя

l  Велика диффузия технологий

l  Развита отраслевая инфраструктура

l  Конкуренция сильна и тенденция к снижению прибыльности

l  Наиболее применимая и распространенная стратегия – «лидерство по издержкам»

l  Настойчивый поиск новых рыночных ниш

l  Разукрупнение рынков – вплоть до уровня индивидуального потребителя

l  Поиски «новой дифференциации»

22. Основные принципы наступательных стратегий:                                             (2 балла)

l  Основой наступательной стратегии является идея о том, как нейтрализовать преимущества лидера отрасли, одновременно не давая ему выступить с полномасштабными ответными мерами

l  Основное правило наступательной стратегии – никогда не вести лобовую атаку, имитируя стратегию лидера, независимо от располагаемых ресурсов

Пути атаки: реконфигурация, переопределение, чистые расходы

При реконфигурации цепочки создания стоимости нападающий получает возможность конкурировать другим, отличным от лидера способом

l  Изменения продукта (удешевление)

l  Изменения во внешней логистике(включая послепродажное обслуживание)

l  Изменения в системе маркетинга

l  Наибольший эффект дают атаки на лидера с использованием сразу нескольких новаций в цепочке создания стоимости

l  Переопределение – это расширение сферы конкуренции и получение выгод от интеграции

l  Четыре базовых варианта: специализация внутри отрасли, интеграция или дезинтеграция, переопределение географического масштаба и единая

Самый рискованный способ атаки на лидера – это «лобовые» инвестиции, без реконфигурации цепочки создания стоимости (снижение цен, активная реклама и т.д.)

l  Обходится очень дорого и не гарантирует успеха

l  Может применяться фирмами с исключительным доступом к финансам

l  стратегия (многоотраслевая конкуренция)

23. «Бриллиант» М. Портера:                                                                                        (2 балла)

Конкурентное преимущество мест размещения

l  Связано с качеством окружающей среды – насколько она обеспечивает высокие (и продолжающие увеличиваться) уровни производительности в разных областях

l  Четыре ключевых аспекта: факторные условия, общеконкурентный контекст, условия формирования спроса и смежные и вспомогательные отрасли (объединены в схеме «Бриллиант Портера»)

24. Выгоды и издержки вертикальной интеграции:                                                 (2 балла)

l  Тридцать лет назад преобладало мнение о том, что вертикальная интеграция обеспечивает защиту от капризов рынка

l  Сегодня господствует представление, согласно которому преимущество специализации в узком диапазоне деятельности превышает

 выгоды вертикальной интеграции

l  Объединение двух стадий производства в одном месте сокращает затраты на энергию и транспортировку

l  Но это не дает ответа на вопрос – почему эти стадии производства должны быть в общей собственности (производственные кластеры)

l  Ответ – анализ транзакционных издержек

25. Тесты М.Портера на эффективность диверсификации:                                       (2 балла)

l  Тест на привлекательность отрасли – выбранные для Д отрасли должны быть более доходны, чем базовая для фирмы