Организация работы пункта технического обслуживания грузовых вагонов сетевого значения. Технология работы и диагностический комплекс ПТО сетевого значения, страница 8

Осмотр технического состояния производится с двух сторон параллельно, с целью выявления и проверки зазоров в скользунах, клиньев тормозных колодок, установленных в одну перемычку тормозного башмака, смещенных с мест или отсутствующих внутренних или наружных пружин тележки ЦНИИ-ХЗ и других неисправностей, перечень которых определен Инструкцией осмотрщику вагонов ЦВ-ЦЛ-408.

Одновременно с контролем технического состояния вагонов осмотрщики производят отпуск автотормозов вагонов вручную:

 –  после прибытия поезда и отцепки  локомотива тормозная магистраль состава разряжается открытием концевого крана головного и хвостового вагонов, в случае подхода первыми, осмотрщики средних групп в местах схода перекрывают концевые краны, разъединяют рукава, открывают концевые краны и выпускают воздух из магистрали;

 –  разрядка тормозной системы первого вагона в каждой части состава осуществляется с помощью выпускных клапанов до полного возвращения штока тормозного цилиндра в отпускное положение, у остальных вагонов – до  прекращения  выпуска  воздуха  из  рабочих камер.

Осмотрщик вагонов, идущий вдоль состава с правой стороны по ходу поезда, осматривает у каждого вагона с пролазкой 1-ю тележку, 1-ю автосцепку, с проверкой ее на действие предохранителя от саморасцепа, 1-ый  поглощающий аппарат, 1-ый тяговый хомут.

Осмотрщик  левой  стороны  осматривает  с  пролазкой  2-ю  тележку, 2-ю  автосцепку  с  проверкой  ее  на  действие  предохранителя  от  саморасцепа,  2-ой  поглощающий  аппарат,  2-ой  тяговый  хомут.

При контроле технического состояния прибывающих составов, осмотрщики вагонов определяют неисправности осей, колес, тележек, автосцепного устройства и автотормозного оборудования, рессорного подвешивания, рам, кузовов, и других узлов и деталей вагонов, наличие перегруза и неравномерную загрузку определяемые специальным шаблоном.

Исправность буксового узла с роликовыми подшипниками определяется на ощупь, визуально и остукиванием смотровых крышек. Сдвиг корпуса буксы с лабиринтного кольца определяется с помощью шаблона Басалаева. Смотровые крышки букс колесных пар с наплавленными гребнями окрашиваются в красный цвет. При осмотре таких колесных пар обращать особое внимание на гребни колес, так как в процессе эксплуатации  возможно расслоение наплавленного металла и возникновение трещин (на основании технических условий ТИ-5-02-95).

При техническом обслуживании поездов, подготовке вагонов под погрузку производится обязательное остукивание молотком поверхности катания колеса в целях выявления трещин. Остукивание производят по поверхности катания колеса. Глухой дребезжащий звук указывает на наличие трещины колеса. После осмотр  и остукивания колесных пар с тонкомерными ободами (35 мм и менее) осмотрщики вагонов  на внутренних поверхностях диска каждого колеса наносят разметку в виде буквы "О".

При осмотре узла крепления клина тягового хомута, осмотрщик вагонов должен обращать внимание на расстояние между болтами крепления клина  тягового хомута. Если расстояние между болтами 91мм, то автосцепное устройство оборудовано поглощающим аппаратом Ш-6-ТО-4. При креплении клина обязательно наличие предохранительной планки, упорной и запорной шайб, головки болтов должны быть окрашены в белый цвет. Концы болтов, после постановки на них гаек, шплинтуются между собой проволокой диаметром 4мм. В темное время суток осмотрщик вагонов с фонарем, через отверстие в предохранительной планке просматривает видимую часть клина тягового хомута на предмет излома. Ударом молотка снизу вверх по предохранительной планке по двойному звуку определяет излом клина. При внешнем осмотре автосцепного устройства, осмотрщик должен обращать внимание на расстояние между головкой автосцепки и гранью ударной розетки, которое не должно превышать более 150мм. В случае выявления изломов корпуса, просевших, потерявших упругость поглощающих аппаратов, должно быть проверено отсутствие трещин корпуса автосцепки, тягового хомута, излома, трещин клина, повреждений рамы и торцевых стен (дверей) кузова вагона. При выявлении неисправных деталей автосцепки и расцепного привода, при которых невозможно расцепление автосцепок на сортировочной горке, осмотрщик делает установленную разметку на кузове вагона и дополнительно на концевой балке наносит буквы РР (расцепной рычаг) и передает оператору СПТО о выявленных неисправностях. Оператор СПТО полученную информацию о неисправностях, согласно классификатора заносит в дефектную ведомость для передачи по телетайпу в СВЦ и внесения изменений в сортировочный листок,  принятия  мер  предосторожности  при разъединении вагонов на горбу сортировочной горки и роспуска состава.

При осмотре цистерн, кроме прочих неисправностей, осмотрщики контролируют состояние нижнего сливного прибора, который должен быть в закрытом состоянии. Если крышка не закрыта, особое внимание обращается на исправность и комплектность деталей сливного прибора, крепление скобы и крепление крышки с винтом: наличие валиков и болтов (шплинтов) с гайками, крепящих валики скобы и болтов с гайками, соединяющих крышку с винтом. Если крышка открыта и все детали в наличии, осмотрщик вагонов передает оператору номер вагона и наименование работы или код работы (заглушку сливного прибора установить на место) для записи в дефектную ведомость и передачи в наряд для ремонта в парке отправления. При отсутствии и неисправности деталей сливного прибора вагон подается для ремонта на специализированные пути в парке формирования.

Особое внимание должно обращаться на выявление так называемых "взаимосвязанных" неисправностей. Так при обрыве подвески башмака, выпадении валика подвески, падении деталей рычажной передачи, утерях, изломах деталей рессорного комплекта, утере, ослаблении крепления буксовой крышки, должны быть тщательно проверены колесные  пары данной тележки в части наличия выбоин, неравномерного проката и наоборот, при наличии выбоин, неравномерного проката должны быть проверены исправность тормозного оборудования и рессорного подвешивания, отсутствие трещин в литых деталях тележек, элементах шкворневого узла.