Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи. Неисправности аккумуляторных батарей, страница 3

В  эксплуатации  батареи,  собранные  из  неформованных  аккумуляторов,  ведут  себя  непредсказуемо.  Например  батарея  90 KL  250  P     при  разряде  до  70 В  показала:  одна  половина  из 45 аккумуляторов – 50 В;  другая  половина  из  45  аккумуляторов  -  20 В.

Формовка  отдельно  взятых  аккумуляторов (именно  этого  требуют  инструкции  по  эксплуатации)  технически  трудно  осуществима.  Для  этого  необходимы  источники  постоянного  тока  напряжением  2,5 В с  плавной  регулировкой  и  выдерживающие  силу  тока  более  50 А  на  один  аккумулятор  (банку).  Для  батареи  из  40  аккумуляторов  сила  тока  будет  уже  свыше  2000 А.  При  формовке  батареи  из  собранных  последовательно  аккумуляторов  необходим  постоянно  контроль  за  напряжением  на  каждом  аккумуляторе.  При  обнаружении  опережающих  или  отстающих  аккумуляторов  необходимо  прекратить  зарядку,  опережающие  аккумуляторы  немного  разрядить,  переключив  нагрузку,  отстающие  заряжать  отдельно. 

При  Эксплуатации  щелочные  аккумуляторы  требуют  только  доливки  воды,  но  это  не  значит,  что  они  вечны.  Предписывающий  срок  службы  до  10  лет.  Через  отверстие  коробочек  электродов  активная  масса  вымывается  и  высыпается  с  оседание  на  дно.  Через  заливные  отверстия  попадает  углекислый  газ,  который  со  щелочью  элетролита  образует  коронат  калия.  В  последнее  время  в  аккумуляторы  заливают  индустриальное  масло,  которое  препятствует  попаданию  углекислого  газа.  Автор  будет  считать  поставленную  перед  собой  задачу  выполненной,  если  это  пособие  поможет  аккумуляторщикам  и  другим  причастным  работникам  железнодорожного  транспорта  при  обслуживании  щелочных  аккумуляторов.

В  работе  использована  литература:

«Инструкции  по  эксплуатации»:

аккумулятор  КМ  300

аккумулятор  КL     250 Р

Неисправности аккумуляторных батарей

Неисправности кислотных аккумуляторных батарей.

Припра­вильном уходе и эксплуатации аккумуляторные батареи надежно работают в течение нескольких лет. Однако в них могут появиться неисправности, которые преждевременно выводят их из строя.

Короткое замыкание между положительными и отрицательны­ми пластинами аккумулятора может происходить в результате разрушения сепараторов, выпадания на дно сосуда большого ко­личества активной массы (шлама), коробления пластин и обра­зования на них наростов. Короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается и пластины его сульфатируются. Выявляют такие аккумуляторы нагрузочной вилкой. Напряжение их либо равно нулю, либо значительно ниже исправных аккумуляторов.

Повышенный саморазрядвозникает при замыкании выводных штырей аккумуляторов грязью и разлитым электролитом, при за­мыкании пластин осыпающейся активной массой, неодинаковой плотности различных слоев электролита. Аккумулятор с повышен­ным саморазрядом определяют по быстрому уменьшению плотно­сти электролита и напряжения (отстает от других), а также по резкой потере емкости у отключенной батареи. Чтобы избежать явления повышенного саморазряда, необходимо содержать аккумуляторы в чистом сухом виде, не перезаряжать их и доливать только дистиллированной водой. Выявленные «отстающие» аккумуляторы заменяют. Доливать электролит повышенной плотности в «отстающий» аккумулятор запрещается.

Повышенная сульфатацияпластин аккумуляторных батарей возникает при систематических глубоких разрядах и недозарядах, длительном пребывании аккумуляторных батарей в разряженном состоянии, использовании электролита повышенной плотности и его загрязнении, недостаточном уровне электролита, а также при наличии короткого замыкания между пластинами. В результате мелкозернистая структура сульфата свинца, по которой судят о нормальном состоянии пластин аккумуляторов, превращается в крупнозернистую, образуя панцирь, препятствующий проникнове­нию электролита к активной массе пластин. Это оказывает значи­тельное влияние на активность протекания электрохимических реакций, увеличивает затраты энергии на образование активной массы пластин, а в дальнейшем приводит к необратимым процес­сам в аккумуляторах, снижая их емкость и срок службы.

Основными признаками повышенной сульфатации являются резкое падение емкости и быстрое снижение напряжения при раз­ряде, а также наличие белого налета на поверхности пластин.

Переполюсовкакислотных аккумуляторов происходит при глу­боких разрядах (ниже 1,8 V на аккумулятор) или установке в ба­тарею аккумуляторов пониженной емкости. Эти аккумуляторы разряжаются быстрее, и разрядный ток, протекающий через ак­кумуляторы, заряжает их, образуя при этом на отрицательных пластинах перекись свинца, а на положительных — губчатый сви­нец. В результате происходит переполюсовка пластин. Такие ак­кумуляторы понижают напряжение аккумуляторной батареи и должны быть исключены из нее. Переполюсованные аккумулято­ры обнаруживают нагрузочной вилкой или вольтметром по отклонению стрелки приборов.

Течь аккумуляторовопределяют по подтекам вокруг него и по быстрому снижению уровня электролита. Аккумуляторы, у кото­рых обнаружена течь электролита, необходимо заменить.

Обрыв цепиаккумуляторной батареи может возникнуть вслед­ствие перегорания ее предохранителей, неплотного или окисленно­го контакта, обрыва межаккумуляторного соединения, выводного штыря, мостика или отсутствия электролита в каком-либо акку­муляторе. При обрыве цепи стрелка вольтметра, подключенного к батарее, стоит на нуле.

G Неисправности щелочных аккумуляторных батарей.

Щелочным батареям присущи те же характерные неисправности, что и кис­лотным (за исключением сульфатации); помимо этого, возможны также повышенное содержание солей угольной кислоты (карбонатов), высокая температура электролита и повышенное газовыде­ление.

Увеличение содержания солей угольной кислотыв электролите происходит вследствие эксплуатации аккумуляторов с повреж­денными или отсутствующими пробками и нарушения требований, предъявляемых к электролиту.

При высокой температуре электролитаактивная масса отрица­тельных электродов чрезмерно растворяется в электролите, воз­действует на положительные электроды и вызывает потерю емко­сти. Причинами высокой температуры электролита могут быть неправильно выбранный режим заряда аккумуляторных батарей; неисправность регулятора напряжения генератора или зарядного агрегата, приводящая к систематическому перезаряду аккумуля­торов; замыкание электродов аккумулятора; ослабление контак­тов на борнах; низкий уровень электролита.

Повышенное газовыделениенаблюдается при разряде, а также у неработающего аккумулятора. В этом случае электролит необхо­димо заменить. Если газовыделение после замены электролита не прекратилось, это означает, что вредные примеси проникли в активную массу пластин и такой аккумулятор подлежит ремонту.