Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов, страница 5

Установка генераторов на вагоне и способы их охлаждения. Место установки генератора на вагоне определяется в основном его мощ­ностью габаритными размерами и конструкцией привода. Генерато­ры вагонов без кондиционирования воздуха мощностью до 8—10 кВт имеют относительно небольшие габаритные размеры, массу и укреп­ляются к кузову вагона или к тележке (на продольной или попереч­ной ее балке). Генераторы вагонов с кондиционированием воздуха мощ­ностью 20—30 кВт имеют значительную массу и габаритные размеры, что не позволяет устанавливать их на тележку. Поэтому их подвеши­вают под кузовом вагона в средней его части, укрепляя на хребтовой

балке.

Вагонные генераторы работают при значительно изменяющейся нагрузке. Поэтому важное значение для их работы приобретают ус­ловия охлаждения. Так как генераторы устанавливают под вагонами, то их выполняют закрытыми, и охлаждают путем обдува потоком встречного воздуха.

Рис. 8. Системы охлаждения генераторов пассажирских вагонов

В генераторах мощностью 4,5—8 кВт, кроме об­дува корпуса 3 потоком воздуха, используют дополнительное охлаж­дение с помощью вентилятора 2 (рис. 8, а), установленного на валу якоря 1. Этот вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха внутри машины и усиление интенсивности теплообмена между ее нагретыми частями и корпусом. В некоторых машинах роль вентилятора играют вентиляционные лопасти, смонтированные в торцовой части сердеч­ника якоря. Для увеличения поверхности охлаждения корпуса гене­раторы снабжают наружными охлаждающими ребрами. В генераторах мощностью 20—30 кВт, устанавливаемых на вагонах с кондициони­рованием воздуха, используют дополнительные способы охлаждения. Так, на генераторах типа K694L устанавливают наружный вентиля­тор 2 (рис. 8, б) с обтекателем 4, обдувающий внешнюю поверх­ность корпуса 3 для более интенсивного отвода от нее тепла.

При движении поезда в охлаждающем воздухе во взвешенном со­стоянии находится значительное количество частиц пыли, снега. По­этому принимают меры, затрудняющие попадание этих частиц внутрь машины (уплотнения, фильтры и пр.), однако полностью исключить проникновение их в машину нельзя. В агрегатах типа DUGG-28B применено охлаждение машины потоком воздуха, забираемым но воз­духоводу 5 из вагона 7 (рис. 8, в). В этом воздухе содержится мини­мальное количество пыли и грязи, и он имеет относительно постоян­ную температуру, так как вагон оборудован установками для конди­ционирования воздуха. Воздух для охлаждения генератора предвари­тельно фильтруется в приемных жалюзи 6. В зимнее время охлажде­ние генератора воздухом, забираемым из вагона, не допускается.

Недостатки генераторов постоянного тока. Генераторам этого типа присущи общие недостатки машин постоянного тока: невысокая надеж­ность, необходимость тщательного ухода за коллектором и щеточным аппаратом (периодическая смена щеток, чистка коллектора и пр.). Это вызывает осложнения при эксплуатации генераторов на вагонах, где затруднены систематические наблюдения и уход за коллектором и щеточным аппаратом. Необходимость иметь специальные переключатели полярности существенно усложняет конструкцию генера­тора.


Отказы генераторов.

К наиболее часто встречающимися отказам ГПВ относятся повреждения подшипников, недопустимое снижение сопротивления изоляции, витковые замыкания, выгорание токоведущих частей.

Система технического обслуживания и ремонта.

Поддержание электрооборудования вагонов в работоспособном состоянии достигается системой технического обслуживания и перио­дических ремонтов. Для электрического оборудования пассажирских вагонов приняты следующие виды технического обслуживания: тех­ническое обслуживание TO-1 — ежедневно в пути следования, в пунктах формирования и оборота перед отправлением в рейс; техни­ческое обслуживание TO-2—перед началом летних и зимних пере­возок; техническое обслуживание TO-3—единая техническая реви­зия в пунктах формирования через 6 месяцев после постройки или после любого вида планового ремонта. Плановые ремонты электрообо­рудования пассажирских вагонов выполняются в депо или на ваго­норемонтных заводах и по периодичности совпадают с плановыми ре­монтами соответствующего типа вагона. Новые вагоны первому де­повскому ремонту подвергаются через 2 года после постройки, а каж­дый последующий производится через один год после предыдущего планового ремонта.

Осмотр и проверка электрических генераторов

Осмотр генераторов. Работники бригады по ремонту генераторов начинают ТО-2 с проверки состояния элементов подвески, предохра­нительных и натяжных устройств, фрикционных н соединительных муфт, машинных шкивов ременного привода. Вал подвески генера­торов с ременным приводом смазывают солидолом. Затем снимают за­щитный кожух, осматривают щетки, щеткодержатели, коллектор и проверяют легкость перемещения перекидных траверс генераторов продольного поля под действием трения щеток о коллектор. Заменяют изношенные щетки, слабые или лопнувшие пружины щеткодержа­телей. Новые щетки притирают к поверхности коллектора. Если над поверхностью коллектора выступает межламельная изоляция, то его продороживают.

При выполнении ТО-2 необходимо обращать особое внимание на легкость перемещения генератора относительно вала подвески (вдоль вагона), наличие предохранительных скоб и отсутствие на них трещин. Во время осмотра все трущиеся узлы подвески смазывают и заправляют масленки солидолом. Проверяют положение подвешенного генератора (см. рис. 10) и состояние машинного шкива.

При проведении осмотров ВС, ОС и технической ревизии выполняют работы в объеме ТО-2, а также проверяют и восстанавливают все от­сутствующие и неисправные уплотнения. У генераторов переменного тока изменяют уровень зарядного напряжения, создаваемого вольтодобавочной обмоткой. При технической ревизии проверяют также износ коллектора, состояние щеток н щеткодержателей. Пластины коллекто­ра, износ которых менее 0,2 мм, полируют, менее 0,5 мм - шлифуют, более 0,5 мм — протачивают. При необходимости продороживают миканитовую изоляцию между пластинами и устраняют перекос щетки в щеткодержателе. Работу подшипников контролируют на слух. Гене­раторы продувают сухим сжатым воздухом при давлении 2—3,5 кгс/мм2. Щетки, имеющие износ более 60% номинальной высоты, отколы более 15% рабочей поверхности н надрывы шунтов, заменяют. Осматривают также штепсельные разъемы генераторов, очищают от пыли и проти­рают бензином изоляционные колодки, проверяют состояние накидных гаек и корпусов разъемов.