Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов

Страницы работы

Содержание работы

ГЕНЕРАТОРЫ

Генераторы постоянного тока пассажирских вагонов

В пассажирских вагонах постройки ГДР, ПНР и ВНР установле­ны генераторы постоянного тока с параллельным возбуждением. На вагонах без кондиционирования воздуха постройки ГДР применяют генератор типа 23.07/21 или его модификации 23.07/11,15, 17 u 19, а на вагонах постройки ПНР — однотипный с ним генератор PW-l14a. На вагонах с кондиционированием воздуха используют генераторы K694L и DUGG-28B. Основные технические данные генераторов при­ведены в табл. 1.

Ток нагрузки генератора Iн, а следовательно, и ток в обмотке якоря Iя»Iн  определяются мощностью подключен­ных к генератору потребителей и током заряда аккумуляторной батареи. Ток возбуждения Iв зависит от работы регулятора РНГ, кото­рый изменяет его так, чтобы обеспечить стабилизацию напряжения генератора.

Электрические и магнитные свойства генераторов постоянного тока, применяемых на пассажирских вагонах, определяются как и для стационарных машин, по их характеристикам (характеристика хо­лостого хода, внешняя, регулировочная и скоростная). Однако у ге­нераторов с приводом от оси колесной пары частота вращения изме­няется, поэтому в отличие от стационарных машин у них характери­стика каждого тина — это семейство кривых для всего диапазона частот вращения. Характеристики обычно строятся для относитель­ных значений э.д.с. Е, напряжения U, тока возбуждения Iв и тока

Таблица 1.

Тип генератора

Номинальная длительная мощность кВт

Диапазон рабочей частоты вращения об/мин

Диапазон рабочего напряжения, В

Масса, кг

23/07.21

4,9

550-2900

53-65

185

23/07.11

4,5

650-2100

53-65

185

PW-114а

4.55

650-2600

53-65

185

DUGG-28B

28

600-3000

110-138

1200

K694L

21,5

600-3000

110-135

1000

нагрузки Iн,  выраженных в процентах от их номинального значения. На практике характеристики вагонных генераторов приводят обычно для трех значений частоты вращения п: наименьшей, средней и наи­большей.

Характеристики холостого хода. Этой характеристикой называет­ся зависимость э.д.с. Е генератора (его напряжения Uo при холо­стом ходе) от тока возбуждения при неизменной частоте вращения (рис.1 а). При увеличении тока возбуждения возрастает магнитный поток Ф и э.д.с. генератора Е = сeпФ. При этом се постоянный коэффициент, определяемый конструктивными параметрами данной машины (количеством проводников обмотки якоря, ее параллельных ветвей и полюсов), но не зависящий от режима ее работы.

При сравнительно небольших значениях тока возбуждения и по­тока магнитная цепь машины не насыщена и зависимость Е =f(Iв) линейна. Однако при возрастании тока Iв u потока Ф магнитная си­стема насыщается и характеристика холостого хода становится не­линейной. Нелинейность характеристики холостого хода определяется коэффициентом магнитного насыщения кнас, который представляет собой отношение отрезков аb/ас на магнитной характеристике машины (рис.1, б) при потоке Фном соответствующем значениям Еном, и nном. Обычно в генераторах постоянного тока кнас = 1,4-2.

При увеличении частоты вращения уменьшается ток возбуждения (т. е. потока Ф), необходимый для получения заданной э.д.с. Так, при наименьшей частоте вращения nмин для создания э.д.с. Еном необ­ходимо иметь наибольший ток возбуждения Iвмакс; при увеличении частоты вращения до nмакс необходимый ток возбуждения уменьшает­ся и составляет Iв мин. При изменении частоты вращения также не­сколько изменяется остаточная э.д.с. Eост, обусловленная остаточным магнетизмом машины. Характерная особенность генераторов, частота вращения которых изменяется в широких пределах, состоит в том, что, начиная со средней частоты вращения nср и выше, генераторы работают при слабом или совсем ненасыщенном магнитопроводе. Даже при наименьшей частоте вращения nмин э.д.с. Еном (точка А} соответствует примерно колену магнитной характеристики. Это объясняется стремлением понизить наибольший ток возбуждения Iвмакс,

Рис.1.Характеристики холостого хода (а) и магнитная характеристика (б)

чтобы создать более благоприятные условия для работы регулятора напряжения и уменьшения его габаритных размеров.

Генератор с параллельным возбуждением является самовозбуждаю­щейся машиной. Самовозбуждение генератора возможно только при выполнении определенных условий. Для установления их рассмотрим  процесс изменения тока iв в контуре обмотка возбуждения - якорь при режиме холостого хода. Для рассматриваемого контура согласно второму закону Кирхгофа можно написать уравнение

где e. и iв, — мгновенные значения э д.с. Е и тока Iв; мгновенное значение э.д.с. самоиндукции, индуктируемой в обмотках возбуждения и якоре при изменении тока iв; u=iвrв - мгновенное значение напряжения генератора, приложенное к цени возбуждения; rв — суммарное сопротивление цепи возбуждения генератора, т. е. обмотки возбуждения и исполнительного органа регулятора РНГ (сопротивлением обмотки якоря и добавочных полюсов можно пре­небречь, тк как они значительно меньше сопротивления обмотки возбуждения); Lв — суммарная индуктивность цепи возбуждения (обмоток возбуждения и якоря).

Все члены, входящие в формулу (1), могут быть изображены гра­фически На рис.2, а показаны зависимость  - кривая 0В, представляющая характеристику холостого хода генератора, и вольт-амперная характеристика сопротивления его цепи возбужде­ния Последняя является прямой OA1, проходящей че­рез начало координат под углом γ к оси абсцисс; при этом tg γ про­порционален rв. Из формулы (1) имеем, что

Следовательно, если разность  положительна, то произ­водная  и происходит процесс увеличения тока возбуждения. Установившийся режим будет при , т. е. в точке С пересе­чения характеристики холостого хода с прямой ОА1. При этом устанавливается постоянное напряжение холостого хода U0=E0 и ток возбуждения Iв0, определяемый напряжением генератора и сопротив­лением его цепи возбуждения rв.

Анализ переходного процесса изменения тока iв, в контуре обмотка возбуждения - якорь позволяет установить следующие основные условия самовозбуждения.

Процесс самовозбуждения в генераторе может начаться только в том случае, если в начальный момент, когда iв = 0, в обмотке яко­ря индуктируется некоторая э.д.с. е, которая может быть создана лишь потоком остаточного магнетизма. Поэтому для начала процесса самовозбуждения генератора необходимо, чтобы в

Рис. 1. Графики изменения э.д.с. и напряжения генератора в процессе самовозбуждения

магнитной цепи машины был поток остаточного магнетизма, индуктирующий в обмотке якоря э.д.с. Еост.

При включении обмотки возбуждения ее м. д. с. должна быть на­правлена согласно с м. д. с. остаточного магнетизма. В этом случае под действием разности  происходит процесс нарастания тока iв магнитного потока машины и э.д.с. е.

Похожие материалы

Информация о работе