Корпоративные стратегии, страница 2

Традиционные мотивы диверсификации:

1.  Ускоренный рост корпорации: интересует прежде всего ее менеджеров, т.к. их статус и доходы зависят от размеров фирмы.

2.  Распределение рисков: как выяснилось, эффективнее достигается за счёт диверсификации портфелей акций акционеров, а не портфелей бизнесов компаний.

3.  Повышение прибыльности: проверяется тестами Портера.

Тесты М.Портера на целесообразность диверсификации:

1.  Тест на привлекательность отрасли – выбранные отрасли должны быть более доходны, чем базовая для фирмы.

2.  Тест на затраты входа – привлекательность отрасли для ее «старожилов» может быть много выше, чем для новичков.

3.  Тест на приращение благосостояния – возможна ли синергия от объединения фирм разных отраслей.

Матрица «General Electric/McKinsey»:

Наращивание стоимости через реструктуризацию

«Акционерная Контрреволюция» 1990-х перенесла акцент с диверсификации через слияния и поглощения на наращивание акционерной стоимости, посредством реструктуризации

Пятиугольная схема McKinsey (используется рейдерами в наступательных целях и корпоративным менеджментом в оборонительных):

1.  Текущая рыночная стоимость компании

2.  Стоимость компании, как она есть

3.  Потенциальная стоимость компании с внутренними усовершенствованиями

4.  Потенциальная стоимость компании с внешними усовершенствованиями

5.  Оптимальная реструктурированная стоимость

Управление корпорациями

Ключевые функции штаб-квартиры:

1.  Определение состава бизнес-портфеля компании

2.  Распределение ресурсов между различными направлениями бизнеса

3.  Утверждение стратегии СБЕ

4.  Контроль эффективности СБЕ

5.  Координация бизнес-стратегий подразделений с корпоративной стратегией

Стандартная «трех-уровневая структура» корпорации:

1.  Штаб-квартира

2.  отделения (по крупным видам деятельности)

3.  СБЕ (по конкретным товарам и рынкам)

Функции мультидивизиональной корпорации по О.Уильямсону:

1.  Адаптация к ограниченной рациональности (через децентрализацию решений)

2.  Распределение ответственности за принятие решений (операционные и стратегические)

3.  Минимизация затрат на координацию (бизнес-стратегиями занимаются СБЕ)

4.  Глобальная оптимизация

Ключевые проблемы мультидивизиональной фирмы:

Распределение ресурсов (добиться экономически эффективного, а не политического решения)

Решение проблемы агентов (фактическое делегирование акционерами функций контроля за прибыльностью СБЕ – менеджменту мультидивизиональных компаний)

Проблемы мультидивизиональной фирмы (по Г.Минцбергу):

Ограниченная децентрализация (у менеджеров СБЕ есть свобода, пока все идет хорошо)

Стандартизация менеджмента на уровне подразделений (через процессы контроля, управления развитием и корпоративную культуру)

Функции штаб-квартиры (по Коллис и Монтгомери):

1.  Формирование видения перспектив развития (разработка стратегии развития корпорации и обеспечение четкого доведения ее до подразделений)

2.  Сохранение ресурсов корпорации (баланс между краткосрочной доходностью и долгосрочным устойчивым ростом)

3.  Общее руководство (в частности, отчётность перед госорганами)