Ограниченные ресурсы и задачи выбора (экзаменационный тест), страница 2

Задание

a)  Укажите альтернативную стоимость каждого из рассмотренных Василием вариантов распределения рабочего времени.

b)  Какой из приведенных вариантов будет наилучшим для Василия с точки зрения поставленной им цели? Ответ обоснуйте

c)  Существует ли среди приведенных вариантов наилучший среди всех возможных вариантов ежедневного распределения времени работы?

d)  Опишите модель выбора, на основе которой Василий должен принять решение. Если можете, то укажите наилучший вариант? Обоснуйте ответ.

Задача II

Описание ситуации

По данным, полученным в 2007 году газетой «Ведомости» все последние годы наблюдается четкая тенденция к снижению число российских граждан, желающих получить западный MBA. Как отмечается в посвященной бизнес-образованию статье, «по данным компании Craduate Management Admission Council (GMAC), принимающей обязательный для поступления в большинство западных бизнес-школ тест GMAT (что это за тест, см. в справке), в 2000 г. проживающие в России граждане сдали 918 таких тестов, в 2006 г. — только 635. С учетом того, что каждый кандидат в 2006 г. пересдавал тест в среднем 2,6 раза, а еще 20% сдают его для других целей, можно предположить, что число поступающих в западные школы россиян — около 200 человек в год».


Что такое GMAT

General Management Admission Test – теперь только дистанционный тест вербальных и математических задач на английском языке, обязательный для подачи документов в большинство западных бизнес-школ. Он начал применяться в 1954 г., его принимает компания GMAC. Сдать тест стоит $210.


В статье в качестве объяснения приводится следующее утверждение: «Когда экономический рост затормаживается, люди начинают поступать в бизнес-школы. И наоборот: пока экономическая ситуация стабильна, количество желающих уменьшается», — объясняет эту ситуацию Марина Маррей, менеджер по прикладным исследованиям GMAC».

В качестве подтверждения правильности такого диагноза авторы указывают на следующее обстоятельство в российской реальности: «Сейчас зарплаты в России растут. По данным Ernst & Young, опросившей 167 компаний, за 12 месяцев по июль 2007 г. они увеличились в среднем на 11% (примерно на 4% быстрее инфляции). Российский ВВП также последние годы стабильно растет. По данным Росстата, в 2001 г. он составил 8 трлн руб., а в 2006 — 22 трлн руб.».

Однако в таком изложении данное авторами позитивистское объяснение не раскрывает причин, по которым в ситуации экономического роста падает спрос на получение образования по программам МБА.

Задание

Какова, на Ваш взгляд, нормативная природа такого поведения потенциальных соискателей зарубежных степеней МБА из России? Чем она определяется и каким образом будет модифицироваться в зависимости от экономических условий в стране?

Задача IV.

Описание ситуации

Во время летних каникул Вы пригласили своего друга (подругу) съездить на неделю (отъезд и возвращение – день в день) в столицу нашего северного соседа – Хельсинки. При этом Вы изъявили готовность взять транспортные расходы по этой поездке на себя. Перед Вами стоит проблема выбора вида транспорта, которым Вы будете путешествовать, а именно на рейсовом междугороднем автобусом или на личном автомобиле, который недавно у Вас появился.

Билет на автобус обойдется Вам в 47 euro в одну сторону на человека, если Вы воспользуетесь услугами финского перевозчика, и 30 euro, если Вы попадете на рейс российского. Поскольку российский и финский перевозчики выполняют рейсы через день, то Вам на пути в Хельсинки придется воспользоваться услугами одного перевозчика, а на обратном пути – услугами другого. Иначе говоря, проезд на автобусе вдвоем туда и обратно обойдется Вам в 154 euro.