Отчет о производственной практике в ОАО «Молочные продукты», страница 7

Наибольший рост затрат наблюдается по статье расходов на оплату труда. Ранее уже отмечался значительный рост расходов на оплату труда на предприятии, что направлено на формирование более комплексной кадровой политики на предприятии. Отчисления на социальные нужды тесно связаны с расходами на оплату труда, поэтому их рост взаимообусловлен. В общем, изменения в объемах расходов на оплату труда и социальных отчислений привели к определенным изменениям в структуре затрат предприятия, увеличив удельный вес последних более чем на 1,5 %, на фоне снижения удельного веса материальных затрат почти на 1,1 %. Наблюдается такде снижение доли прочих расходов в структуре затрат на производство.

Таблица 11.

Показатели оценки  эффективности текущих затрат

 ОАО «Молочные продукты» в 2004-2005гг. млн.р.

Показатель

2004 г.

2005 г.

Отклонение (+,-)

Выручка от реализации

43570

52579

+9009

Затраты на производство

37192

44853

+7661

Материальные затраты

31903

36903

+5000

Расходы на оплату труда

2285

3309

+1024

Отчисления на соцнужды

858

1198

+340

Амортизация ОС и нематериальных активов

806

909

+103

Прочие затраты

2218

2534

+316

Рентабельность затрат, %

-4,40

0,97

+5,37

Уровень материальных затрат, %

73,22

70,19

-3,0366

Уровень расходов на оплату труда, %

5,24

6,29

+1,05

Уровень расходов отчислений на соцнужды, %

1,97

2,28

+0,31

Уровень расходов на амортизацию, %

1,85

1,73

-0,1211

Уровень прочих затрат, %

5,09

4,82

-0,2712

Доля затрат на производство в выручке от реализации, %

85,36

84,78

-0,58

Затратоотдача

1,17

1,18

0,01

За анализируемый период наблюдается повышение рентабельности затрат, которая из отрицательной в 2004 году стала положительной. Следует отметить тенденцию снижения доли затрат на производство в выручке от реализации продукции. Так, в 2004 году этот показатель составлял 85,36 % и снизился на 0,58 % в 2005 году.  Наблюдается также тенденция к увеличению затратоотдачи, то есть на 1 рубль затрат на производство в 2005 пришлось 1,18 рубля выручки, что на 0,01 рубля больше чем в 2004 году.

При изучении затрат по внешнеторговой деятельности возникли сложности, так как на ОАО «Молочные продукты» в затратах не выделяются затраты на внешнеэкономическую деятельность. Это в принципе обуславливает проблемы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности

Затраты на ОАО «Молочные продукты» планируются исходя из плановых объемов производства и реализации продукции, однако это планирование малоэффективно, и реально не позволяет давать даже приближенные значения будущих затрат.

При дальнейшем планировании затрат и повышении эффективности их использования организация могла бы изыскивать такие статьи затрат, по которым уменьшение расходов не влияло бы на качество и срок производства.

5. Конечные финансовые результаты и финансовое положение

ОАО «Молочные продукты»

В основу деятельности предприятия положена прибыль, как обобщающий показатель работы, главный источник, обеспечивающий производственное и социальное развитие коллектива и предприятия.

За 2005 год бухгалтерская прибыль составила 436 млн. рублей, в том числе от реализации продукции (работ, услуг) – 541 млн. рублей, сальдо операционных доходов и расходов - 35 млн. рублей, сальдо внереализационных доходов и расходов отрицательно и составляет – 140 млн. рублей (Приложение 4).

Бухгалтерская прибыль за отчётный год по сравнению с 2004 годом возросла на 2 млрд. рублей. Несмотря на тяжелое финансовое положение, предприятие выполнило свои обязательства перед бюджетом. В 2004 году предприятие переживало финансовые затруднения связанные с тем, что в его состав были включены два убыточных предприятия молочной промышленности – Лоевского и Добрушского района

Прежде всего, необходимо отметить, что за 2005 год  вырос годовой объем производства в стоимостном выражении. Прирост производства продукции составил 14,9 %, что на 5% больше чем в 2004 году.

Немного другими темпами происходил и рост выручки от реализации продукции (127,7% и 120,6% в 2004 и 2005 гг. соответственно). Несмотря на значительный прирост выручки в 2004 году предприятие сработало со значительным убытком. Рост рассматриваемых показателей в 2005 году и выход на прибыльную работу обусловлен активизацией маркетинговой политики предприятия.

Рост издержек на произведенную продукцию на 120 % в 2005 году связан с ростом стоимости сырья и материалов, а также увеличению расходов на оплату труда работников и отчислений на социальные нужды, но благодаря проводимой политики в области экономии ресурсов и активной маркетинговой политике в 2005 году предприятию удалось получить прибыль.

Можно отметить, что продукция предприятия имеет спрос не только в пределах Республики Беларусь, но и за ее пределами. В последнее время наблюдается тенденция устойчивого роста объемов поставок продукции за рубеж, что свидетельствует об интересе иностранного покупателя и повышении качества производимой продукции.

 На протяжении 2003–2005 годов предприятие имеет положительные тенденции роста основных технико-экономических показателей, что не отражается в полной мере в величине и динамике финансовых показателей.