Отчет о производственной практике в ОАО «Молочные продукты», страница 5

    В интересах дальнейшего анализа внешнеторговой деятельности предприятия рассмотрим географическую структуру экспорта.

с темпом роста в 63,3 %. ным. 0ыло ниже на 861,9 тыс. долларов, чем в 22004

Таблица 6.

Географическая структура экспорта  ОАО «Молочные продукты»

за 2004-2005 гг., млн. руб.

Страны

2004

2005

Отклонение по уд. весу, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Всего экспорт

11403

100

17643

100

0

Страны СНГ

7383

64,7

10891

61,73

-3,016

 В том  числе Россия

7383

64,7

10891

61,73

-3,016

Страны Дальнего Зарубежья

4020

35,3

6752

38,27

+3,016

 Рассматривая географическую структуру экспорта ОАО «Молочные продукты», следует отметить большой удельный вес России (61,73 %) в экспорте за 2004 год. Россия является единственным внешнеторговым партнером предприятия среди стран СНГ.  Однако наблюдается тенденция к снижению значения Российской Федерации как внешнеторгового партнера для ОАО «Молочные продукты». Наблюдается пока еще неустойчивая тенденция к дифференциации торговых партнеров и расширение объемов поставок в страны дальнего зарубежья, поставки куда уже в 2005 году увеличились на 3,01% или 2,7 млрд рублей.

Товарная структура экспорта отражает основные группы товаров, производимых предприятием и востребованных на внешнем рынке.

Таблица 7.

Товарная структура экспорта ОАО «Молочные продукты»

за 2005 год, тыс. дол. США

Наименование продукции

Сумма

Удельный вес, %

Масло

2236,2

26,2

СОМ

1148,2

13,5

Молоко охлажденное

1645,9

19,3

Казеин

3265

38,3

Прочие товары

238,6

2,8

Итого

8533,9

100

Основным экспортным товаром предприятия является казеин (38,3 %), однако следует отметить, что товарная структура экспорта предприятия в принципе является достаточно сбалансированной. Особенностью экспорта казеина является то, что он экспортируется преимущественно в страны дальнего зарубежья. На втором месте в товарной структуре стоит масло, занимая 26,2 % экспорта. Масло экспортируется исключительно на территорию Российской Федерации, и является в основном убыточным товаром. На прочие товарные группы приходиться лишь 2,8 % экспортных операций. В число прочих товаров попали творог, сыры, цельномолочная продукция и другие. Сбалансированность товарной структуры экспорта ОАО «Молочные продукты» позволяет говорить о снижении рисков предприятия связанных с колебанием цен на поставляемую на внешние рынки продукцию.

В целях более глубокого анализа экспорта предприятия и выделения значения внешнеэкономической деятельности, целесообразно рассмотреть экспортные квоты по основным товарным группам.

Таблица 8.

Экспортные квоты основных видов продукции ОАО «Молочные продукты» за 2005 год, тонн

Наименование продукции

Годовой объем производства

Экспорт

Экспортная квота

СОМ

1004

589

58,7

Масло

2059

1248

60,6

Казеин

606

600

99,0

Молоко охлажденное

7868

7868

100,0

На предприятии существует несколько экспортно-ориентированных производств. Так, например, молоко охлажденное производиться на предприятии с исключительной целью экспорта. Аналогичная ситуация наблюдается по казеину, доля которого в экспорте предприятия составляет более 35 %.  Более половины произведенного ОАО «Молочные продукты» масла и СОМа также поставляется на внешние рынки.

Для завершения нашего анализа целесообразно проведение факторного анализа динамики экспорта предприятия.

Таблица 9.

Влияние основных факторов на динамику экспорта ОАО «Молочные продукты» по основным товарным группам в 2005 году

Наименование продукции

2004

2005

Влияние

всего

за счет

Ст-ть

Кол-во

Ст-ть

Кол-во

Δ цены

Δ кол-ва

СОМ

1087

658

1148

589

61

+174,99

-113,99

Казеин

1564

320

3265

600

1701

+332,50

+1368,50

Масло

1473

922

2236

1248

763

+242,18

+520,82

Молоко охлажденное

1447

6565

1645

7868

198

-89,20

+287,20

Всего

5571

-

8294

-

2723

+660,47

+2062,53

  Анализ факторов влияющих на экспорт по основным товарным группам ОАО «Молочные продукты» показал, что основной прирост в 2005 году происходил за счет увеличения объемов экспорта в натуральных показателях. В тоже время, определенное влияние оказала складывающаяся в целом благоприятно ценовая конъюнктура на внешних рынках. Наиболее благоприятная ценовая конъюнктура складывалась в 2005 году на рынке казеина, на эту же товарную группу приходиться и наибольший прирост экспорта в натуральном выражении. Снижение средних экспортных цен наблюдается лишь по товарной группе молоко охлажденное, где цены снизились с 0,22 тыс. дол. за тонну до 0,21 тыс. дол. за тонну. Снижение объемов экспорта в натуральном выражении наблюдалось за анализируемый период только по СОМу.

Анализ импорта в рамках рассмотрения нами внешнеторгового оборота не представляется интересным, так как импорт занимает лишь немногим более 2 %. Он осуществляется только из Российской Федерации и состоит главным образом из частей оборудования.