Отчет о производственной практике в ОАО «Молочные продукты», страница 14

В ходе подготовки заключения договоров, проводится оценка каждого из потенциальных партнёров по критериям: качество, цена, ассортимент, условия оплаты, выполнение поставок по срокам и объёмам, территориальная удалённость, способ доставки, наличие документов по качеству. Предприятие нацелено главным образом на долгосрочное сотрудничество и не уделяет большого внимания партнерам целью которых является заключение разовых сделок.

С большинством внешнеторговых партнеров ОАО «Молочные продукты» имеет отношения в течении последних 3-4 лет. Поскольку предприятие стоит на обязательном условии 100 % предоплаты за поставляемую продукцию, оно не несет финансовых рисков связанных с неплатежами. Стройной системы проверки партнеров у предприятия нет. Как правило предприятием изучаются отдельные стороны деятельности контрагентов, но глубокого и детального анализа их деятельности не производиться.

Что касается импорта, то основными критериями здесь является соотношение цена и качество. Здесь предприятие нацелено, как правило, на получение отсрочек по платежам. Хотя условие предоплаты или авансового платежа не отвергаются полностью. В данном случае учитываются и условия поставки и репутация контрагента и многие другие нюансы.

На ОАО «Молочные продукты » ведётся также реестр поставщиков. Здесь отражены их основные достоинства и недостатки, особенности контактов с поставщиками. Данный реестр используется при поиске партнёров для конкретной поставки или какого-либо другого проекта. При этом аналогичного реестра по внешнеторговым покупателям не ведется, хотя ведение такого реестра вполне целесообразно.

Что касается ведения переговоров, то нормативной документации по организации и проведению переговоров на ОАО «Коминтерн» не ведётся. Существует определенный дифференцированный подход к подготовке переговоров в зависимости от страны контрагента и объемов заключаемых сделок.

В процессе работы с потенциальными партнёрами каждому сотруднику отдела маркетинга поручается определённая её часть, за которую он несёт ответственность. Всё сотрудники отдела подчиняются своему начальнику, который  несёт ответственность по всем частям переговоров и отчитывается непосредственно перед коммерческим директором.

При составлении сметы расходов по переговорам, прорабатываются самые выгодные варианты. Отдел  маркетинга предоставляет данную смету на утверждение коммерческому директору.

Учета представительских расходов в бухгалтерии специально не ведется, как и не ведется лимитирование этих расходов. Решение вопросов объема затрат полностью находиться в компетенции коммерческого директора предприятия.

Сами переговоры представляют собой обсуждение условий будущего  контракта. На ОАО «Молочные продукты» разработано 2 вида типовых контрактов, содержащие основные наборы условий договора. Обычно контрагент подготавливает собственный встречных контракт, который во время переговоров совмещается с контрактом предприятия, синтезируется, и на основе обсуждения и взаимных уступок формулируются окончательные условия контракта. Обсуждение проходит по каждому пункту в отдельности.

На предприятии существует практика заключения предварительных договоренностей между ОАО «Молочные продукты» и контрагентами. Заключаются так называемые «рамочные договора» это документы подтверждающие заинтересованность обеих сторон в продолжении деловых контактов на основе уже разработанных принципов сотрудничества.

Ведение переговоров происходит с использованием факса, телефона, Интернета. Для освоения новых рынков могут организовываться поездки на выставки, ярмарки. Выставки и ярмарки являются важнейшим элементом маркетинговой политики предприятия. Здесь же заключаются крупнейшие контракты и завязываются наиболее крепкие деловые контакты. Интернет сегодня также становиться значительным источником информации о внешних рынках и инструментом продвижения товаров предприятия. ОАО «Молочные продукты» имеет опыт и активно заключает контракты по системе Europages. Сегодня разрабатывается собственный сайт предприятия содержащий рекламную информацию о продукции предприятия и перспективах сотрудничества.

Следует отметить, что особое внимание на ОАО «Молочные продукты» уделяется участию в оптовых ярмарках и сотрудничеству в дальнейшем с оптовыми партнёрами. Ярмарки и выставки как внутри республики, так и за её пределами являются основным местом встречи потенциальных партнёров. ОАО «Молочные продукты» стремится сотрудничать с постоянными партнёрами и клиентами.

В целом, в организации создана довольно эффективная система работы с партнёрами: достаточное количество сотрудников высокой квалификации, определена основная вспомогательная документация. Однако, сложность в анализе проведения переговоров заключается в том, что подход к каждому случаю индивидуальный. Отсутствие четко сформулированной системы оценки потенциальных партнеров создает определенные трудности. Эти трудности конечно компенсируются требованием 100 % предоплаты за отпускаемые товары, однако если более детально вникнуть в ситуацию, то это не всегда является обоснованным требованием. Многие предприятия, особенно из стран СНГ высказывают интерес к взаимовыгодному сотрудничеству с ОАО «Молочные продукты» одна общая для всех проблема дефицита оборотных средств заставляет их либо отказываться от такого сотрудничества, либо значительно ограничивать объема этого сотрудничества.