Пути оптимизации финансового планирования в Сенненском РайПО (Глава курсовой работы)

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

3 Пути оптимизации финансового планирования

При рассмотрении практики финансового планирования в Сенненском РайПО можно отметить о недостаточном его развитии. Имеется ряд недоработок в этой области. Следует полагать, что Сенненское РайПО не является единственной организацией системы потребительской кооперации, имеющей проблемы в этой сфере.

В данном свете оптимизацию финансового планирования можно свести к его правильной организации.

Во-первых, в Сенненском РайПО, как и в большинстве потребительских обществ, не существует специализированной финансовой службы. Функции финансового менеджера возложены на главного бухгалтера, что не позволяет в полном объёме использовать возможности финансового планирования и, следовательно, может привести к упущению из вида некоторых моментов, способных повлиять на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Организация финансовой службы способна повысить эффективность таких процессов, как:

1.  финансовый анализ и планирование на основе финансовой отчётности;

2.  сбор и обработка данных бухгалтерского учёта для внутреннего управления финансами и внешнего использования;

3.  принятие долгосрочных инвестиционных решений, определение наиболее оптимальной структуры активов и пассивов, принятие решений о замене, ликвидации и осуществлении операций с финансовыми активами;

4.  управление портфелем ценных бумаг;

5.  управление оборотными активами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, товарными запасами).[14, с.7]

Всё это даст возможность избегать возникновения кризисных ситуаций и неплатежеспособности в организации. На наш взгляд, организация специальной финансовой службы – это первоочередная задача в области оптимизации финансового планирования.

Во-вторых, финансовый план кооперативных предприятий и организаций до 1992 года состоял из следующих плановых документов:

·  баланса дохо­дов и расходов;

·  баланса финансирования капитальных вложений;

·  ба­ланса финансирования капитального ремонта;

·  баланса использования средств фонда подготовки кадров.

Каждый из названных плановых балансов состоял из двух разде­лов: "Источники поступления средств (доходы)" и "Направления средств (расходы)". Балансовая форма основных разделов финансо­вого плана позволяла сопоставить и взаимно увязать плановые ис­точники средств и потребность в них, привести к нужному соотноше­нию приходную и расходную части.

Для обоснования некоторых показателей плановых балансов сос­тавлялись расчеты, которые оформлялись в виде таблиц финансово­го плана. Так, в финансовом плане содержались расчеты плана при­были, распределения прибыли за прошлый год, нормативов соб­ственных средств по отраслям деятельности и сводного норматива но организаций (предприятию), амортизационных отчислений и др.

Кроме того, составной частью финансового плана являлись сметы расходования средств специальных фондов (фонда социального разви­тия, фонда финансирования материально-технической  базы и др.).

В связи с инфляцией, прекращением отчислений в фонд финанси­рования капитальных вложений, в фонд финансирования капитально­го ремонта, нормирования оборотных средств, составление финансо­вых планов в полном объеме практически прекращено. Ныне коопера­тивные предприятия и организации рассчитывают лишь некоторые ос­новные показатели; например, товарооборот, прибыль и др.[11, с.343]

В настоящее время такие инструменты финансового планирования как вышеуказанные финансовые планы в Сенненском РайПО практически не используются. Однако в современных условиях можно говорить о достаточной стабилизации экономики Республики Беларусь и снижении инфляции до уровня приемлемого для составления финансовых планов на продолжительный срок. Но всё ещё актуальной остаётся проблема нестабильности финансового и налогового законодательства. Возобновление использования данных форм позволит получать информацию, необходимую для более качественного принятия управленческих решений.

В-третьих, в настоящее время оперативные финансовые пла­ны, как и другие, разрабатываемые на более длительный период, сос­тавляются далеко не всеми предприятиями и организациями потре­бительской кооперации, что отрицательно сказывается на их финан­сово-хозяйственной деятельности, конечных результатах, решении многих экономических и социальных задач.

Оперативные финансовые планы отличаются от перспективных и текущих не только сроком их действия, формой, но и большей мобильностью в сбалансировании финансовых возможностей с потреб­ностями каждого конкретного периода. Оперативное финансовое планирование позволит принимать меры к улучшению ритмич­ности производства и реализации товаров, отгрузки товаров, выпол­нения отдельных работ, оптимизации поставок товаров исходя из данных о платежеспособности покупателей, применения прогрес­сивных форм расчетов.

Основной формой оперативного финансового плана является платёжный календарь (консолидированная кассовая смета).

Платёжный календарь (Приложение В) разрабатывается в виде баланса поступления и расходования денежных средств и позволяет выявить и ликвидировать несоответствие между предполагаемыми расходами и источниками их покрытия путём привлечения дополнительных денежных средств (например кредитов банка) или перенесения некоторых платежей на более поздний срок. Он состоит из двух частей:

1.  поступление денежных средств;

2.  отток денежных средств.

В расходной части показываются расчёты с поставщиками, заработная плата, налоги, обязательные отчисления в специальные фонды, суммы погашения банковских кредитов и уплата процентов по ним, расходы на инвестиции, удовлетворение социальных потребностей и прочие ожидаемые в данном периоде затраты и платежи.

В доходной части отражаются ожидаемые поступления за период: выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализации излишних материальных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, кредиты банков, прочие доходы и поступления.

Исходной информационной базой для разработки платёжного календаря являются данные по отгрузке и реализации продукции, сдаче выполненных работ и оказании услуг, графики выплаты заработной платы, сроки уплаты налогов и сборов в бюджет, платежей в бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения, графики погашения банковских кредитов и т.д.

В-четвёртых, в системе потребительской кооперации сохраняется практика планирования «сверху»(Приложение Г), когда план прибыли доводиться руководству РайПО областными Союзами потребительских обществ, что снижает самостоятельность финансовых планов и в конечном итоге может приводить к их неточности и ,следовательно, к снижению их ценности для целей управления организацией. На наш взгляд, отказ от данной практики мог бы стимулировать финансовых работников к более точному планированию.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном развитии финансового планирования на исследуемом предприятии и, как можно предположить, в целом в системе потребительской кооперации.

С целью оптимизации финансового планирования, на наш взгляд, могут быть предложены следующие меры:

1.  организация специальных финансовых служб в организациях системы потребительской кооперации;

2.  возврат к практике составления целой системы взаимосвязанных перспективных и текущих планов;

3.  расширение использования инструментов оперативного финансового планирования, например платёжного календаря;

4.  отказ от централизованных методов планирования.

Похожие материалы

Информация о работе