Текущие и прогнозные резервы увеличения товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей

Страницы работы

Содержание работы

4. Текущие и прогнозные резервы увеличения товарооборота,           повышения качества обслуживания покупателей

Заключительным этапом проведения анализа в достижении поставленных целей является выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйствования, то есть часто сам процесс проведения анализа и направлен на это. Поэтому здесь широко используется прием сравнения.

Рассматривая достигнутый прирост товарооборота на 36,5 % и раскладывая этот результат на составляющие, следует выделить, прежде всего, бесперебойное обеспечение покупателей всеми необходимыми группами товаров с учетом разнообразных требований и вкусов. Бесспорно, активным фактором, содействующим результативности, является устремленность Солигорского райпо приблизить товары к потребителю через выездную торговлю, ярмарки-выставки, обслуживание праздничных мероприятий.

Товарооборот вырос еще и за счет того, что предприятия торговли стали более привлекательными, притягивающими к себе покупателей.

Необходимо уяснить, что все ресурсы по увеличению товарооборота необходимо использовать. В первую очередь, необходимо обратиться к торговле овощами и фруктами. Известно, что население часто покупает яблоки, груши, цитрусовые, бананы на рынках, не приобретая их в магазинах. Солигорскому райпо следует организовать более часто выездную торговлю овощами и фруктами.

Необходимо отметить и такой резерв, как пропагандировать население приобретать товар именно в магазинах, что бы население не прибегало к услугам неорганизованной торговли, где товар продается зачастую с земли, без гарантии. Необходимо убедить покупателя в том, что все товары, вплоть до сувенира, следует приобретать в магазинах и быть уверенным в том, что ему не вручат некачественный или фальшивый товар, который-то и вернуть и обменять при необходимости, увы, невозможно.

Важной темой всегда, и, как говорится, во все времена является культура обслуживания. Говоря об этом резерве, то существуют здесь и отрицательные и положительные моменты. Для улучшения культуры обслуживания, необходимо специалистам отдела кадров и отдела организации торговли управления возвратиться к забытым - подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации. И конкурсы-смотры профессионального мастерства молодых продавцов и кассиров может быть надо проводить чаще, для того, что бы они хотя бы вспоминали чему их учили в учебных заведения на самой первой стадии их профессионального становления.

Реальным резервом увеличением товарооборота является контроль качества. Стертый срок хранения на упаковке скоропортящегося продукта, отсутствие соответствующей маркировки, брак - это обыденное явление, с которым приходится чуть ли не ежедневно сталкиваться рядовому потребителю. Поэтому защита его прав и интересов,  а также усиление контроля за качеством товаров является сегодня актуальнейшими вопросами торговли. Торговые организации  еще на уровне заключения договоров с целью решения своих объемных показателей нередко игнорируют вопросы качества, возмещения ущерба и установления ответственности за поставку некачественной продукции с поставщика.

Надо отметить, специалисты отделов торговли продовольственными и непродовольственными товарами управления слабо воздействуют с производителями по определению технического уровня программ и производства с целью удовлетворения спроса покупателя как по качеству, так и по ассортименту товаров. Задача специалистов по торговле непродовольственных товаров: добиться соответствия производства и спроса.

Торговые предприятия несут значительные потери из-за закупки продукции по высоким  порой недоступным для большинства населения ценам. Уровень закупочной цены - это из столпов торговой системы, который позволяет ей зарабатывать для себя деньги.

Торговые предприятия сегодня просто не в состоянии предложить покупателю в необходимом ассортименте и количестве нарядную высококачественную одежду и обувь, изделия из новых современных видов сырья и материалов, некоторые виды продуктов питания. Это обуславливается как в ее безденежье, так - еще в большей степени - ситуации в производстве.

К перечню вышеизложенных факторов специалисты добавляют еще один - макроэкономического характера. Особое внимание торговли сосредоточено на товарообороте. Естественно, что в данном случае, когда приоритет отдается количеству, вопросы контроля за качеством не то чтобы оказываются не к месту, но и отходят на второй, а то и на третий план. При этом забывается, что как раз качество, конкурентоспособность, потребительские свойства, эстетический уровень продукции  - это и есть реальные резервы увеличения товарооборота.

Констатируя вышеизложенный материал, после изучения темпов прироста и динамики товарооборота, а также измерения влияния факторов на его размер производится подсчет неиспользованных возможностей (более эффективное использование материально-технической базы, товарных и трудовых ресурсов и так далее) и резервов роста розничного товарооборота. Обобщим их в таблице (3.4.1.).

В 2004 году Солигорское райпо имело возможности увеличения товарооборота на 2361,7 млн. р. Однако полностью считать их резервами нельзя, так как многие из них дублируются, перекрываются. Объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов – на 442,8 млн. р. (350+92,8). При подсчете резервов обычно берут наименьшую сумму возможностей роста розничного товарооборота по указанным выше факторам. Следовательно, реальным резервом роста товарооборота в 2004 году следует считать 442,8 млн. р. (за счет увеличения эффективного использования товарных ресурсов).

Кроме того, подсчитывают неиспользованные возможности роста товарооборота в связи с недостаточным развитием мелкорозничной торговой сети, развозной и разносной торговли, увеличение продажи непродовольственных товаров в продовольственных магазинах и продовольственных товаров – в непродовольственных, развитием комиссионной торговли непродовольственными товарами и др. 

Таблица 3.4.1

Подсчет возможностей роста розничного товарооборота по Солигорскому райпо за 2003 год

Номер страницы, где взяты данные

Наименование возможностей роста розничного товарооборота

Сумма, млн. р.

С.

Невыполнение плана розничного товарооборота в мае, июне, августе, сентябре, ноябре, декабре

559,7

С.

Невыполнение плана продажи товаров населению за наличный и безналичный расчет

945,5

С.

Снижение физического объема розничной реализации по отдельным товарным группам в динамике

73,3

С.

Невыполнение плана розничного товарооборота отдельными структурными подразделениями

184,1

С.

Снижение физического объема розничного товарооборота у отдельных структурных подразделений

11,7

С.

Рост по сравнению с планом прочего выбытия товаров

350

С.

Наличие сверхнормативных товарных запасов на конец отчетного года

92,8

С.

Уменьшение по отдельным товарным группам физического объема поступления товаров в динамике

144,6

Итого

2361,7

Но несмотря ни на какие трудности, проблемы торговые предприятия должны и обязаны решать задачи. Первое: обеспечить население всеми необходимыми товарами. Второе: чтобы человек был твердо уверен, что товары, предлагаемые в магазинах, добротны и безвредны, то есть соответствуют по качеству установленным нормативам. Третье: в магазине ему не испортят настроение, а возможно, наоборот - задумчивый и хмурый повеселеет, увидев приветливых и доброжелательных продавцов.

Это задачи необходимо выполнить в будущем году, чтобы добиться лучших результатов.

Похожие материалы

Информация о работе