Организация сводного компьютерного учета на базе программного продукта "1С:Предприятие", страница 2

В условиях применения программы "1С:Предприятие" функции по ведению сводного бухгалтерского учета и составлению отчетности, как правило, обосабливаются на автоматизированном рабочем месте главного бухгалтера (или его заместителя). Программа "1С:Предприятие" изначально ориентирована на ведение главной книги предприятия по всей системе счетов и хорошо приспособлена для формирования АРМ главного бухгалтера. Сетевая версия программы в условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета позволяет также автоматизировать функции по сбору учетной информации со всех автоматизированных участков учетных работ в единой базе данных на АРМ  главного бухгалтера.

Характерной особенностью АРМ главного бухгалтера является то, что он во многом пользуются данными, которые уже прошли обработку на других участках учета. Разумное использование этой особенности на базе комплексной автоматизации учета позволяет значительно повысить эффективность функционирования автоматизированной системы учета в целом. В условиях комплексной автоматизации учета источником информации для сводного бухгалтерского учета и отчетности служат электронные базы данных автоматизированных систем первичного учета.

Комплексный бухгалтерский учет на базе программы "1С:Предприятие" проиллюстрируем схемой (рис. 9.1).

Комплексная автоматизированная система бухгалтерского учета

АРМ-ы первичного учета                                                          АРМ-ы сводного учета

АРМ "КАССА"

АРМ "БАНК"

АРМ "СКЛАД"

Функции по составлению отчетности

АРМ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

АРМ "ЗАРПЛАТА"

Функции по проведению анализа

АРМ "РАСЧЕТЫ"

и т.д.  …

Рис. 9.1. Комплексная автоматизированная система бухгалтерского учета

Данная схема отражает современное представление о комплексной автоматизации учета, как о системе взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест бухгалтера интегрированных на основе единства информационной базы, а также на основе разделения функций по ее обслуживанию и использованию. АРМ главного бухгалтера в этой системе занимает центральное место.

Основные принципы формирования и функционирования комплексной автоматизированной системы бухгалтерского учета:

• Однократность ввода нормативно-справочной и оперативной информации.

• Разграничение функций первичного учета и сводного, а также четкое разграничение полномочий каждого АРМ-а. Проблемы обработки первичных данных, ведения аналитического учета не должны экспортироваться из АРМ-ов первичного учета в сводный. Сводный учет не должен в обход первичного вмешиваться в структуру первичных данных (корректировать документы, изменять кодировку счетов и т.п.).

• Единство подходов в организации обработки и хранения информации во всех АРМ-ах системы. Обеспечение непротиворечивости, целостности данных и обратимости алгоритмов. Это выражается, в частности, в следующем:

◦ На всех участках учетных работ должен применяться единый план счетов, соблюдаться единая кодировка информации в справочниках и в оперативных данных.

◦ Встречные данные должны быть непротиворечивыми и контролироваться автоматически.

◦ Должна обеспечиваться возможность расшифровки любого результата, подтверждаемость его повторным просчетом.

◦ Должна обеспечиваться комплексность корректировок, изменений и исправлений во всех взамосвязанных системах.

• Свод бухгалтерской информации по всей системе АРМ-ов. Формирование единого банка данных бухгалтерской информации.

2. Характеристика возможностей программы "1С:Предприятие" по

организации автоматизированной системы сводного бухгалтерского

учета на производственном предприятии

Программа "1С:Предприятие" реализует алгоритмы ведения главной книги предприятия. Это делает ее особенно эффективной для автоматизации сводного бухгалтерского учета в рамках АРМ главного бухгалтера. В программе моделируется система счетов (План счетов) и механизм обработки бухгалтерских записей (Журнал проводок).

Основными инструментами главного бухгалтера в организации сводного учета являются функции доступа к полным базам данных бухгалтерских записей (функция "Журнал проводок") и документов (функция "Общий журнал"). Может использоваться также функция "Журнал операций", которая сочетает возможности двух вышеназванных. Используя перечисленные функции, главный бухгалтер просматривает все проводки, все документы. Вносит необходимые исправления, добавления, корректировки. После этого выпускаются машинограммы сводного бухгалтерского учета в режиме "Отчеты":

- Анализ счета или Обороты счет (Главная книга);

- Оборотно-сальдовая ведомость;

- Сводные проводки;

- Журналы-ордера и ведомости.

Используя режим "Отчеты" подрежим "Регламентированные" главный бухгалтер имеет возможность сформировать формы финансовой и налоговой отчетности, при условии их правильной настройки.

Перечисленные функциональные возможности позволяют решить практически все задачи сводного бухгалтерского учета на базе программы "1С:Предприятие".