Экономико-организационная характеристика Чериковского райпо и района его деятельности, страница 5

Магазины

Реализация, ед.

Удельный вес,%

Отклонение (+;-) 2002 от 2000

2000

2001

2002

2000

2001

2002

По количеству, ед

По уд. весу, %

Универмаг

485

498

586

65,01

61,25

63,01

101

-2,00

Промтовары №17

165

179

191

22,12

22,02

20,54

26

-1,58

ТПС №6

21

15

19

2,82

1,85

2,04

-2

-0,77

ТПС №9

15

36

39

2,01

4,43

4,19

24

2,18

ТПС №16

9

14

15

1,21

1,72

1,61

6

0,41

ТПС №29

36

40

51

4,83

4,92

5,48

15

0,66

ТПС №41

15

31

29

2,01

3,81

3,12

14

1,11

ВСЕГО

746

813

930

100,00

100,00

100,00

184

0,00

Таким образом можно сделать вывод о том, что набольшая часть товаров этой группы реализуется в универмаге (63,01%). На втором месте реализация в магазине Продтовары № 17 (20,54%), затем по магазину ТПС №29 (4,92%). Однако следует отметить, что за анализируемый период удельный вес реализации по универмагу снизился на 2%, по магазину Продтовары №17 на 1,58%. Соответственно возрос удельный вес реализации в мелких магазинах, что свидетельствует об улучшении работы заведующих этими магазинами.

3. Управление ассортиментом стеклянной бытовой посуды в Чериковском райпо.

Райпо проводит формирование ассортимента по каждой группе товаров; определяет набор групп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительного для обслуживаемого населения и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия.

В настоящее время при формировании ассортимента Чериковское райпо использует два метода: метод ассортиментного перечня и метод потребительского комплекса.

Так, по первому методу предполагается наличие в продаже стандартного предложения стеклянной бытовой посуды, заявленного в ассортиментном перечне. Так в соответствии с этим перечнем в магазинах торгующих стеклянной бытовой посудой должны находиться четыре разновидности стакана, фужер, бокал, рюмка, две разновидности сахарниц, три разновидности ваз, графин, салатник. Эти изделия должны обязательно находиться в продаже. Превышение разновидностей, указанных в ассортиментном перечне, допускается.

Более прогрессивным методом формирования ассортимента товаров в розничной торговле считается метод потребительских комплексов. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров, способствует совершению импульсивных покупок. В соответствии с этим методом в магазинах появились различные наборы, графины, сахарницы, креманки, меланжицы  другие изделия.

Фактическое наличие изделий стеклянной бытовой посуды в магазинах соответствует утвержденному ассортиментному перечню, что говорит о полноте ассортимента.

Соблюдается и устойчивость ассортимента: наличие в продаже стеклянных бытовых изделий по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечнем, является бесперебойным. 

4. Анализ товарных запасов по стеклянной бытовой посуде.

Анализ товарных запасов помогает определить уровень обеспеченности предприятия необходимыми товарными ресурсами; факторы, обусловившие их размер, структуру, изменение; выявить сверхнормативные или дефицитные виды товарных запасов; подготовить исходную базу для формирования и оптимального управления ими.  

Таблица 8.

Анализ товарных остатков по стеклянной бытовой посуде в Чериковском райпо за 2002 год (шт.)

Наименование изделия

Остатки на начало 2002года

Поступление в году

Реализация

Остатки на конец 2002 года

факт.

норматив

отклонение

1.

Блюда

7

41

19

29

13

16

2

Вазы

9

38

30

17

12

5

3

Салатники

7

58

30

35

19

16

4

Масленки

7

17

16

8

6

2

5

Селедочницы

7

17

16

8

6

2

6

Стаканы

54

133

146

41

53

-12

7

Графины

7

18

17

8

6

2

8

Кувшины

6

14

13

6

3

3

9

Рюмки

47

88

89

46

29

17

10

Кружки

27

67

64

31

22

9

11

Наборы

17

42

40

19

14

6

12

Приборы

10

25

24

11

10

1

13

Сахарницы

14

35

33

16

6

10

14

Пепельницы

12

29

27

13

4

9

15

Креманки

8

19

18

9

6

3

16

Меланжицы

4

10

9

4

3

1

17

Бокалы

39

120

114

45

39

6

18

Фужеры

60

86

106

40

48

-8

19

Бокальчики

55

125

118

62

21

41

Итого

 398

 982

 930

 450

320 

 +130