Пути совершенствования организации учета расчетов в целях укрепления платежеспособности организации

Страницы работы

Содержание работы

4. Пути совершенствования организации учета расчетов в целях укрепления платежеспособности организации

Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам строится на основании использования действующего законодательства и применяемых методик расчетов этих платежей.

Однако в связи с разработанными рекомендациями по совершенствованию системы налогообложения и с учетом новых методик расчетов налогов и неналоговых платежей действующий порядок организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом не отвечает требованиям получения необходимой информации и принятия научно обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования, как основного фактора укрепления их платежеспособности.

Эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от принятых методик систематизации и сохранения накапливаемых данных. Большинство информации, содержащейся в первичных бухгалтерских документах, подлежит контролю, проверке и регистрации в накопительных и сводных регистрах бухгалтерского учета.

Синтетический учет расчетов по налогам и неналоговым платежам ведется в журнале-ордере № 8.

Однако по действующему порядку в Республиканском унитарном предприятии «Гомельский завод литья и нормалей» (РУП «ГЗЛиН»)не нашла отражения в регистрах бухгалтерского учета сводная информация по счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и субсчетам к нему.

Действующая форма журнала-ордера № 8, в котором отражаются расчеты с бюджетом и другим платежам требует усовершенствования, так как она не обеспечивает пользователей необходимой информацией, а ведь, к пользователям относятся не только бухгалтер, но и директор организации, который, в свою очередь, занимаясь налоговым планированием нуждается в такой информации. А очевидным является то, что именно на стадии налогового планирования изыскиваются наиболее подходящие способы расчетов с бюджетом, что направлено на уменьшение размеров налоговых отчислений, а это играет , безусловно значимую роль в образовании положительных финансовых результатов организации. Последний факт и свидетельствует об укреплении платежеспособности организации.

По-видимому, целесообразно дать развернутую характеристику налогов и неналоговых платежей в этом журнале-ордере. Это должно выглядеть так, как представлено нами в приложении Д, настоящей курсовой работы. Данная форма журнала-ордера № 8 позволяет получить необходимую информацию по расчетам с бюджетом по налогам и неналоговым платежам. В ней будут записывать расчеты с бюджетом по каждому виду платежей, с группировкой их по источникам покрытия. Стоит отметить, что на анализируемом нами заводе бухгалтера так и поступают, вот только получается не корректным документ из-за отсутствия бланка журнала-ордера №8 соответствующего вида. Кроме того, обороты по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» будут отражаться в корреспонденции с дебетом всех счетов, что позволяет осуществлять контроль за правильностью записей на счетах, полнотой и своевременностью расчетов всех платежей.

Дополнительно введен раздел в журнале-ордере № 8 для учета оборотов по субсчетам, открываемым к счету 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам ".

Внедрение в практику исследуемой организаций, предложенной формы журнала-ордера № 8 позволяет получить необходимые данные для принятия обоснованных управленческих решений:

·  во-первых, работники бухгалтерий будут иметь регистр для обработки, регистрации и обобщения необходимых данных, содержащихся в документах по оприходованию товарно-материальных ценностей, в которых имеется информация по расчетам с поставщиками и по НДС;

·  во-вторых, регистрация данных в журнале-ордере № 8 и выведение итогового сальдо по расчетам с бюджетом будет являться основанием для записей всех учетных данных в Главную книгу;

·  в-третьих, будет соблюден принцип строгой документированности хозяйственных операций и полноты их отражения в системе бухгалтерского учета;

·  в-четвертых, будет получена информация по всем видам налогов, в том числе по НДС, уплаченному поставщику для зачета его при расчете с бюджетом, что позволяет осуществлять контроль за расчетами с бюджетом по налогам и другим платежам.

Необходимо отметить, что процесс совершенствования налоговой отчетности обусловлен необходимостью разрешения актуальных вопросов, важнейшим из которых является согласование информации финансового и фискального характера. Однако переориентация целей бухгалтерского учета на предоставление сведений о предприятии участникам рыночных отношений приводит к тому, что бухгалтерский учет не предназначен в полной мере для решения фискальных задач.

При этом в целях повышения качества финансовой отчетности методическое обеспечение налогообложения не должно оказывать влияние на формирование и представление бухгалтерских показателей. Ведь, не секрет что такая отчетность и является основой для анализа текущего состояния организации и принятия управленческих решений по укреплению платежеспособности организации.

Специфика взаимосвязи бухгалтерского учета и налогообложения в нашей республике, также как ив РФ и других странах СНГ такова, что значительная часть налоговых обязательств рассчитывается на основе учетных данных. В связи с этим информационные возможности бухгалтерского учета и отчетности реализуются, отчасти, в сфере налоговых расчетов. Особенности подобного соотношения находятся в настоящее время в состоянии моделирования и привлекают к себе повышенное внимание специалистов в области учета и налогообложения.

Надо признать, что действующая в Республике Беларусь отчетность предприятий в части представления информации фискального характера является "непрозрачной" и не в полной мере отвечает нуждам управления. Это объясняется тем, что она не позволяет:

·  во-первых, менеджерам предприятия получать интересующую их информацию, необходимую для осуществления налогового планирования;

·  во-вторых, заинтересованным пользователям получать сведения о показателе налогового бремени без дополнительной обработки инфор­мации о налогах, что в свою очередь уменьшает вероятность появления все большего числа инвесторов и всякого рода партнеров (при невысоком налоговом бремени), влияние которых на укрепление платежеспособности организации, безусловно, положительно;

·  в-третьих, проводить анализ налогообложения без дополнительных расчетов отдельных показателей, а это приводит к потере такого важного элемента (в основном, для руководителя) в наши дни, как время.

Похожие материалы

Информация о работе