Экономическая характеристика, учет денежных средств и расчетных операций, учет труда и расчетов по его оплате на ЧУП "Брестский кооптранс", страница 4

Поступление товаров осуществляется исключительно автомобильным транспортом от организаций-изготовителей, посредников, фирм. От способа доставки товаров зависит порядок их документального оформления. На товары, подготовленные к отправке, поставщиком выписывается товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 (Приложение 1) в четырех экземплярах, к ТТН обычно прилагается сертификат качества.  Приемка товаров осуществляется экспедитором по количеству мест и массе. При установлении расхождения по количеству и качеству создается комиссия, которой оформляется акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей. Однако, как показывает практика за последние 2 года, данного явления не наблюдалось, что свидетельствует о высокой степени организованности деятельности поставщиков. Следует отметить, что это положительно сказывается на деятельности межрайбазы, в свою очередь в определенной степени упрощая способы документального оформления операций по поступлению товаров.

Реализация товаров осуществляется путем отгрузки на объекты розничной торговли автомобильным транспортом. При получении заявки-заказа на завоз заведующий складом выписывает ТТН-1 в 4-5 экземплярах (Приложение 2). Все товарно-транспортные накладные, которые выписываются заведующим складом, фиксируются в журнале передачи товаров со склада в экспедицию.

Заведующий складом на основании приходных и расходных документов составляет отчет по движению средств в виде машинограммы, которая составляется вцелом за месяц (Приложение 3).

В связи с тем, что  на рассматриваемой организации автоматизированная форма учета, порядок приемки, проверки и бухгалтерской обработки отчетов значительно упрощен. Основные бухгалтерские проводки группируются по дебету или кредиту счета 41 «Товары» субсчета 1 «Товары и тара на оптовых складах» с кредита или дебета разных счетов, кроме этого сопутствующие записи группируются по другим счетам и корреспондирующим с ними счетам  в порядке возрастания их шифров (Приложение 4,5).

Переоценка товаров осуществляется в среднем один раз в три месяца в соответствии с распоряжением Белкоопсоюза. Ежемесячно составляют в произвольной форме расчет естественной убыли товаров. Нормы товарных потерь, методика расчета и порядок отражения в учете утверждены совместным решением Министерства торговли и Белкоопсоюза по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь №42/35 от 2 апреля 1997 г., руководствуясь которыми и составляется расчет естественной убыли.

При проведении переоценки товаров основанием является распоряжение руководителя межрайбазы (Приложение 6).Переоценку производит комиссия, которая составляет опись-акт о переоценке товаров в 2 экземплярах (Приложение 7). На основании данных переоценки составляется ведомость переоценки товаро-материально ценностей (машинограмма) (Приложение 8), где отражена сумма переоценки, старая и новая цена.

Принцип проведения инвертаризации на Брестской межрайбазе аналогичен порядку проведения переоценки товаров.

Синтетический учет товаров и тары ведут на счете 41 «Товары» субсчете 1 «Товары и тара на оптовых складах». Аналитический учет представлен в виде машинограммы по данному счету (Приложение 4,5). Следует отметить, что для контроля за совершаемыми операциями  и в целях наиболее полного отражения в бухгалтерском учете составляется реестр накладных ежедневно (Приложение 9).

Учет наличия и движения товаров и тары осуществляется в журнале-ордере по счету 90 «Реализация» субсчету 1 «Реализация товаров в оптовой торговле» (Приложение 10).

Валовая прибыль от реализации товаров в оптовой торговле определяется сопоставлением оборотов по счету 90 «Реализация» субсчету 1 «Реализация товаров в оптовой торговле» после начисленного налога на добавленную стоимость: из кредитового оборота (выручки от реализации товаров по отпускным ценам оптовой торговли с налогом на добавленную стоимость) вычитают стоимость реализованных товаров по покупным ценам и налог на добавленную стоимость с выручки от реализации.

Расчеты с бюджетом можно проследить по счету 68 «расчеты по налогам и сборам» в журнале-ордере (в виде машинограммы) (Приложение 11). Расчет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль отражается в налоговых декларациях (Приложение 12,13).


Учет товаров и тары в заготовках в Брестском райпо.

Следует отметить, что заготовительная деятельность носит сезонный характер. Источником поступления сельскохозяйственных продуктов является закупка у населения. Данную деятельность в райпо осуществляют заведующие складом, а также штатные заготовители. При закупке сельскохозяйственных продуктов у населения договор не заключается. При отгрузке продукции оформляется ТТН-1 (Приложение 14. Первичными документами, которые подтверждают закупку и приемку сельскохозяйственной продукции у населения является ведомость на закупку (Приложение 15), заполнение которой осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и оформления первичных документов на закупку сельскохозяйственных продуктов и сырья в организациях потребительской кооперации. Оплата закупок продуктов у населения осуществляется из подотчетных сумм согласно авансового отчета (Приложение 16), а также из кассы (при соблюдении установленных норм).

Закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья у населения осуществляется по договорным закупочным ценам. Закупочные цены формируют в соответствии с законом Республики Беларусь о ценообразовании, Постановлениями Министерства экономики о порядке формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию растениеводства и животноводства, а также решением Облисполкома по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для обеспечения сохранности закупленных сельскохозяйственных продуктов в распоряжении райпо имеются овощная база, а также несколько складов с холодильными установками.