Неценовые факторы совокупного спроса. Ценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение и его ценовые факторы

Страницы работы

Содержание работы

Неценовые факторы совокупного спроса. Неценовые факторы, изме­няясь, вызывают сдвиги AD. Сгруппируем их в зависимости от влияния на составные элементы совокупного спроса C,I, G, NX (рис. 2.1). Напри­мер, чем больше доходы населения, тем больше оно имеет возможностей тратить денег на покупки, поэтому спрос возрастает. Чем больше налоги, тем меньше располагаемого дохода остается на руках у населения, тем меньше покупок оно в состоянии сделать. Точно такое же влияние на величину совокупного спроса отмечается со стороны кредитной задол­женности.

К неценовым факторам влияния на AD относятся также предложение денег и скорость их обращения. Увеличение предложения денег вызыва-

2.2. Товарный рынок в классической модели

41

ет в краткосрочном периоде расширение совокупного спроса, ускорение обращения денег в экономике равноценно увеличению денежной массы, поэтому его влияние на совокупный спрос аналогично.

Ценовые факторы совокупного спроса. Ценовые факторы (три эффек­та - процентной ставки, богатства и импортных закупок) вызывают из­менение объема совокупного спроса.

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Повышение уровня цен вызывает рост спроса на деньги, что приводит к росту банковской ставки процента (при неизменном денежном предложении) и последую­щим снижениям инвестиций и соответственно расходов. Выстраивается логическая связь:

~Pl=>MIPl=>rt=*ll=!>ADl, (2.2)

где М/Р — реальная денежная масса; i банковская ставка процента; / — инвестиции.

2. Эффект реального богатства (эффект Пигу). Рост уровня цен сни­жает реальную стоимость финансовых активов V, что приводит к сниже­нию общего объема расходов Е:

~pt=!>Vl^El=*ADl, (2.3)

где V— стоимость реальных финансовых активов.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен на отечественные товары со­кратит объем их экспорта и увеличит спрос на более дешевые импортные товары. Отсюда при сокращении экспорта и увеличении импорта умень­шается чистый экспорт, следовательно, сокращаются расходы, падает со­вокупный спрос:

Ft =>ADl. (2.4)

Рост уровня цен снижает экспорт X и соответственно чистый экспорт страны NX, что ведет к снижению общего объема расходов.

Совокупное предложение и его ценовые факторы. Совокупное предложе­ние AS — сумма конечных товаров и услуг, предложенных бизнесом к прода­же при данном уровне цен (реальный объем выпуска). Его можно предста­вить как функцию от множества ценовых и неценовых факторов:

AS = fJJ,Fs, (2.5)

где Р — ценовые факторы; Fs — не

Функция AS графически представляет собой кривую с положительным наклоном. Действие (изменения) ценовых факторов вызывает изменение объемов совокупного предложения (скольжение вдоль кривой AS).

Неценовые факторы совокупного предложения. Неценовые факторы влияния на AS:

1)уровень технологии;

2)производительность труда;

3) объем применяемых ресурсов;

4) изменения в структуре рынка;

5) изменения цен на ресурсы (факторы производства).

Действие неценовых факторов вызывает сдвиг функции AS. Напри­мер, рост производительности труда, объема ресурсов вызывает рост объема производства, поэтому AS сдвигается вправо; рост цен на факто­ры производства вызывает финансовые затруднения у фирм, сокращает объем их производства, ведет к сдвигу AS влево.

Потребление С

1) рост населения;

2) рост доходов;

3) ожидания инфляции;

4) размер задолженности;

5) изменения в подоход­ном налоге

||),2).3)Т|=эСТ=>ЛОТ

|адТ|=>с4-=>/«о1

Инвестиции /

1) перспектива получения отдачи (прибыли) от капитана;

2) уровни налогов на бизнес;

3) уровень технологии;

4) наличие избыточных произ­водственных мощностей;

5) процентные ставки

|1),3)Т|=>/Т=>Л£>Т

|2),4)Т|=»/4.=>/Ш4-

Госрасходы G

1) величина расход­ной части бюджета (изменения в госу­дарственных расхо­дах)

|l)T|=>GT=>y<DT

Чистый экспорт MV

1) динамика и уровень нацио­нального дохода других стран;

2) изменение валютного курса

Рис. 2.7. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

1) рост населения;

2) рост доходов;

3) ожидания инфляции;

4) размер задолженности;

5) изменения в подоход­ном налоге

||),2).3)Т|=эСТ=>ЛОТ

|адТ|=>с4-=>/«о1

Инвестиции /

1) перспектива получения отдачи (прибыли) от капитана;

2) уровни налогов на бизнес;

3) уровень технологии;

4) наличие избыточных произ­водственных мощностей;

5) процентные ставки

|1),3)Т|=>/Т=>Л£>Т

|2),4)Т|=»/4.=>/Ш4-

Госрасходы G

1) величина расход­ной части бюджета (изменения в госу­дарственных расхо­дах)

|l)T|=>GT=>y<DT

Чистый экспорт MV

1) динамика и уровень нацио­нального дохода других стран;

2) изменение валютного курса

Похожие материалы

Информация о работе