История финансов. Финансово-кредитные системы в период восстановления народного хозяйства (1944-1950). Финансы и кредит Белоруссии в годы реформирования сов. экономики (1950-1980)

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Финансово-кредитные системы в период восстановления народного хозяйства (1944-1950)

1.  Состояние финансово-кредитной системы в период восстановления народного хозяйства (1944-1950)

2.  Расходы государственного бюджета (1944-1950)

3.  Доходы государственного бюджета (1944-1950)

4.  Государственное страхование (1945-1950)

5.  Организация кредитования в период восстановления народного хозяйства

ВОПРОС 1.

Война принесла огромные разрушения и бедствия, белорусскому народу, был нанесен значительный ущерб денежно-кредитной системе.

Было разрушено и сожжено 209 городов и населенных пунктов, 9200 сел и деревень, 70,2 тысячи жилых домов, принадлежащих государству. Из 169 учреждений Гос банка было уничтожено 99. Разрушено 10 000 промышленных предприятий, увезено в Германию 83,9% всех металлорежущих станков, 74,7% деревообрабатывающих, 86% оборудования кожевенно-обувной промышленности.

По уровню промышленного производства республика была отброшена на 30 лет назад.

В 1944 году выпускались только 6% довоенного объема промышленной продукции, в 1945- 20%.

Было уничтожено и угнано в Германию 9000 тракторов, 89% крупного рогатого скота, 89% свиней. Посевная площадь сократилась на 35%- зерновых, 40%- картофеля, в 6 раз льна, клевера в 23 раза.

Прямые потери от уничтожения имущества составили в ценах 1945 года-75 миллиардов р., что в 35 раз превышало объем гос. бюджета 1940 года. По мере освобождения территории БССР с осени 1943 года постепенно восстанавливается деятельность финансово-кредитных систем. К началу 1944 года в республике функционирует 4 областные конторы и 38 отделений Гос банка СССР. Они занимаются в основном финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений по восстановлению промышленности и городского хозяйства.

За 1945 год кредитные вложения возрасли в 10 раз. Расширяются связи Гос. банка с промышленными предприятиями республики. К началу 1946 года услугами банка пользовалось 2/3 всех предприятий . к началу 1947 года принимается решение об освобождении гос. предприятий и организаций, подвергшихся аккупации от уплаты бесперебойной задолженности по банковским ссудам, полученным до аккупации и списание ее с баланса предприятий.

Гос. банк оказывает помощь агропромышленному сектору т. е. К 1946 году кредитами пользовалось более 70% колхозов СССР.  За годы четвертой пятилетки кредитование народного хозяйства возросло почти  в 6 раз. Вместе с тем, остается низким удельный вес кредитования сельского хозяйства, если в 1952 году вложения в промышленность составило 42%, то в сельское хозяйство 3%. Серьезной проблемой остается погашение выданных ссуд. В практику кредитования агропромышленного сектора входит периодическое списание долгов, что в итоге превращается в безвозмездное финансирование.   

Остро встает вопрос жилищного строительства, коммунальные и сельско-хозяйственные банки предоставляют гражданам долгосрочные кредиты на строительство жилья. К концу 1950 года в сельско-хозяйственном банке было 175 000 человек- застройщиков, в коммунальном банке-11 000.

Постепенно восстанавливается и развивается кооперация Беларуси. Этому способствовали ДК торгового банка (бывший Всеко банк). за годы четвертой пятилетки объем кредитных ресурсов увеличился в 2,5 раза, получает дальнейшее развитие модель банковского дела, основанная на жестких административно-командских методах управления экономикой.

В это время она выступает в качестве инструмента мобилизации и перераспределение свободных денежных средств предприятий и населения т.е. является формой финансирования хозяйственных единиц. Многие европейские государства принимали радикальные меры по стабилизации денежного обращения. Среди советских экономистов существовало 2 подхода к проблеме нормализации денежного обращения. Так, первый метод предусматривал путем коммерческой торговли по высоким ценам изъять у населения излишнюю денежную массу с последующим переходом к открытой государственной торговли по единым ценам.

Второй метод- метод радикального и быстрого реформирования денежного отношений в стране.

Первый метод не получил поддержки т.к. рыночные цены за годы войны были и так высокие. Было принято решение использовать второй метод- денежные реформы.

Особенностью послевоенной денежной реформы явилось то,что она проводилась с предварительной реформой цен и одновременно с отменой карточной системы. Поэтому осенью 1946  было значительно сближены цены на товары, продаваемые по карточкам и через коммерческую торговлю т.е. путем повышения первых и снижение вторых.

14.12.1947 Совет Министров СССР принимает постановление “о проведении денежной реформы и отмене карточек на  продовольственные промышленные товары”.

Мероприятия денежной реформы:

1.  выпуск денег нового образца и обмен ранее обращавшихся денежных знаков (10:1)

2.  переоценка вкладов в сберегательных кассах и Гос банке.

Вклады до 3 000 рублей оставались без изменений, т.е. обменивались 1:1. По вкладам до 10 000 во вклад зачислялись 3000 без изменения, а остальная часть вклада за 3000 старых давали 2000 новых

3.  конверсия гос. займов

В итоге реформа позволила изъять из обращения излишки денег и ввести свободную гос. торговлю. Билеты Гос банка стали выпускатся не в червонцах, а в рублях.

В итоге в 1948 году розничная цена стала на 17% меньше предреформенных. Восстановилась позиция советского рубля. Однако этому способствовала конверсия промышленности, восстановление народного хозяйства.

Реформой 1947 года были вскрыты негативные моменты в денежном обращении, в результате которого применялись жесткие меры.

10.30.1950. руководство принимает решение перевести рубль на золотую основу и повысить его курс в отношении иностранных валют. Теперь рубль составляет 0,222168 грамм чистого золота, валютный курс-4 рубля за 1$.

ВОПРОС 2.

Доля восстановления народного хозяйства на территории Белоруссии  осенью 1943 года было выделено 42,9 миллионов рублей. В 1944 году-49 миллионов руб.  ½ всех расходов на развитие хозяйства и культуры республики покрывались за счет дотаций из союзного бюджета. Всего по бюджету в 1945 году произведено расходов на 181,8 миллионов руб. , почти 1/3 направились на финансирование народного хозяйства.

Всего –48,2 миллиона руб. – 26,5% к общему бюджету, в том числе на промышленность –21,9 миллионов руб. ,-12%, сельское хозяйство –7,3 миллиона руб. –4% , ЖКХ-9,6млн. руб. –5,3%.

В республике создавались новые отрасли: энергетические, организация производства стройматериалов, добыча топлива. До войны было 123 электростанции, осталось только 2:Бобруйская и Слуцкая. В 1945 году было выделено 2,6 млн. руб. на энергохозяйство: на социально-культурные мероприятия –91,9 млн. руб., на просвещение-65,7 млн. руб0

28,5 млн. руб. направилось на восстановление сети лечебных учреждений. К концу 1945 года уже функционировало 475 больниц. К концу 1945 года в детдомы было направлено 40 000 детей на полное гос. обеспечение. Из Гос. бюджета проводилось финансирование пенсий. Объем Гос бюджета на 1945 год превышал довоенный всего на 20,7 млн. руб. Расходы за 1946-1950 г. всего-1706,9млн. руб. в том числе на народное хозяйство-498,3 млн. руб., промышленность-256,1 млн. руб., сельское хозяйство-100,5 млн. руб., ЖКХ-68 млн. руб.

Похожие материалы

Информация о работе