Исследование коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов продовольственных товаров в Глусском райпо, страница 6

3. Коммерческая деятельность райпо по формированию товарных ресурсов продовольственных товаров.

3.1. Организация межрегиональных и республиканских поставок и их роль в формировании товарных ресурсов.

Известно, что основным источником формирования товарных ресурсов является производство. Поскольку отечественные промышленные предприятия ориентируются и на внешний рынок, часть производственной программы промышленных предприятий должна быть предназначена для внутреннего рынка республики.

Рыночные ресурсы – это часть произведенной промышленной продукции, которая поступает на внутренний рынок и предназначена для обеспечения потребностей населения республики (5, с.2).

Особенностью нынешнего периода является то, что не утратили своего значения старые распределительные методы, и в то же время не сложилась система распределения товарных ресурсов на рыночной основе – свободной купле-продаже. Исходя из этого, рыночные ресурсы подразделяются на централизованно распределяемые и свободно реализуемые.

В первоначальный период переходной экономики недооценка роли государства в распределении рыночных ресурсов явилась основной причиной таких тенденций как сокращение валового внутреннего продукта, расслоение общества, увеличение бюджетного дефицита, ухудшение положения предприятий госбюджетного сектора  и др. Что касается проблемы распределения товарных ресурсов, то стало ясно, что без вмешательства государства не обойтись, так как резкий переход от централизованного распределения к рыночному может привести к полной потере основ государственного регулирования материальных потоков и выхода процесса товародвижения из-под контроля, что явно негативно отразится на экономике и в социальной сфере.

Государственное регулирование распределения  товарных ресурсов осуществляется по двум уровням:

1.  Республиканскому (через госзаказ, квоты)

2.  Областному (по товарам, которые производятся для потребления в данном регионе).

Государственный заказ (республиканский) – это требования государства по поставке предприятиями продукции для удовлетворения первоочередных общественных потребностей. (5, с 24).

Еще одним инструментом государственного регулирования является квотирование, то есть введение обязательных плановых поставок определенной продукции в строго оговоренных количествах и в установленные сроки. Цель квотирования – преодоление дисбаланса производства и потребления, поддержка отечественных производителей и создание условий населению для приобретения необходимых товаров.

Несомненно, государственное регулирование оказало воздействие на коммерческую деятельность Глусского райпо по формированию товарных ресурсов продовольственных товаров, в частности – на организацию межрегиональных и республиканских поставок.

Таблица 3.1.1. отражает источники формирования товарных ресурсов Глуского райпо за 2002-2003 годы.

Данная таблица показывает, что государственное регулирование оказывает непосредственное влияние на закупочную деятельность Глусского райпо. 68,1% ресурсов в 2002 году и 64,9% -- в 2003 поступили согласно установленным квотам и фондам, что оказало положительное воздействие на проведение совместной целенаправленной работы и промышленности, и торговли по более полному удовлетворению спроса населения, способствовало продвижению отечественных товаров и увеличению их реализации на отечественном рынке. Столь сильное воздействие со стороны государства не всегда играет положительное влияние, так как в состав централизованно распределяемых ресурсов могут включаться менее конкурентоспособные товары, от реализации которых Глусское райпо не сможет отказаться. Наблюдается рост удельного веса свободно закупаемых товаров на 3,2%, что свидетельствует о снижении роли государства в формировании товарных ресурсов.

Взаимоотношения Глусского райпо с промышленностью на предварительном этапе поставок по квотам осуществляется следующим образом: облисполком предоставляет Глусскому райпо информацию, содержащую объемы квот на товары для реализации населению, причем данная информация предоставляется в течение 15 дней после получения от Министерства торговли Республики Беларусь. На основании доведенных квот предприятия-изготовители заключают договора на поставку товаров с Глусским райпо, причем в сопроводительных документах указывается, что покупка (поставка) товара осуществляется в счет утвержденной квоты.

Поставка товаров осуществляется изготовителем с учетом минимальных норм отгрузки по прямым договорам с Глусским райпо. Недопоставка товаров в соответствии с установленными квотами при выполнении покупателем условий договора влечет наложение штрафа на продавца (поставщика) в размере 50% стоимости непоставленных товаров. В свою очередь, Глусское райпо должно своевременно выбирать (осваивать) товары по выделенным квотам. Официально введена отчетность по выборке квот в размере отдельных поставщиков.

В целях сокращения звенности и недопущения роста цен при поставке квотируемых товаров необходимо максимальное сокращение числа посредников. Таблица 3.1.2. отражает структуру поступления продовольственных товаров из различных источников на Глусское райпо за 2002-2003 годы.

  

Данная таблица показывает удельный вес товаров, поступивших в 2003 и в 2002 годах непосредственно от предприятий-изготовителей, который составил соответственно 77,7% и 74,6%, отклонение по удельному весу составило +3,1%, что свидетельствует об увеличении доли поступления товаров от изготовителей, темп роста поступления составил 135,5% в 2003 году по сравнению с 2002. Коммерческая служба Глусского райпо ведет работу по налаживанию прямых связей с изготовителями, на что также сильное влияние оказывает государственное регулирование, с целью сокращения звенности и недопущения роста цен. Однако в данном случае необходимо учитывать то, что прямые поставки товаров не всегда экономически целесообразны и порой связаны с большими транспортными расходами, которые наоборот могут привести к росту цен.