Государственное регулирование в Великобритании и Швеции, страница 2

      В Швеции практически самый высокий среди стран дальнего зарубежья уровень занятостн (1,6% безработных от общего чнсла занятых в общественном производстве). Этому способстнует мощ-ное профсоюзное движение (95% всех наемных работииков -члены ирофсоюза, тогда как в Великобритании эта цифра равна 54% , а в США — 59% ), которое обеспечило принятие в 70-е годы "Закона надежности", согласно которому регламентирован порядок иайма и увольнения работников только с согласия профкоми-тетов. Взятый курс на ликвидацию безработицы обеспечил активную политику в области рынка труда, формирование единого в масштабе страны банка данных о наличии вакансий, условиях предлагаемой работы. Выплаты пособий по безработице осуществляется за счет сродств государства (85% ) и системы страховаиия ( 15% ). Важным аспектом социальной политики Швеции является пенсионное обеспечение, построенное на принципе равенства. Оно нмеет три компонента. Первый - "народная пенсия", которая исчисляется на основе прожиточного минимума и ежегодно повышается в соответствии с изменением цен на основные товары. Это базовая величина пенсии, но это лишь ее часть. К ней для неимеющих других нсточников доходов выплачивается пособие в размерс 48% от базовой пенсии. С базовой пенсии не взимается налог. Кроме того, пенсионерам, получающим базовую пенсию, муниципалитеты полпостью компенсируют арендную плату за квартиру.

Вторым компонентом явллется "трудовпя состаиляющая", ко­торая обеспечивает зависимость пенсии от трудового стажа и финансируется за счет отчислений работодателя.

Третий компонент пенсионного обеспечения - "особая дополнительная пенсия", размеры которой устанавливаются по соглашению между профсоюзами н работодателями. Обладатели пенсий, включающей все три компонента, получают ежемесячно пенсию, равную 90—95% среднего заработка. Но они выплачивают налоги, достигающие 40% .

Налогооблажение в Швеции по международным меркам имеет весьма высокий уровень. Общая сумма всех вносимых налогов превышает половину величины валового национального продукта, тогда как в других развитых странах она колеблется в пределах 30-40%.

С 80-х годов шведское правительство пошло на поэтапную реформу налогообложения, ведущую к снижению его среднего уровня. К началу 90-х годов реформа в основном завершилась, но и сейчас этот уровень остается весьма высоким.

Шведская система налогообложения разветвлена и состоит из многочисленных прямых и косвенных налогов, всевозможных сборов (национальный и местные подоходные налоги, национальный имущественный налог,  налог на добавленную стоимость, акцизный налог, обязательные выплаты предпринимателей на социальное обеспечение и т. д.). Периодически эта система пересматривается: в зависимости от поставленных целей налоговая база может расширяться либо сужаться, могут меняться ставки и виды налогов. Так, в 50-е годы в Швеции был введен налог с оборота, который впоследствии был заменен на налог на добавлен­ную стоимость, в 1969 г. был введен налог на фонд заработной платы, которын в 1978 г. был отменен, а в 1983 — введен вновь и т. д.

После второй мировой войны и до конца 80-х годов финансово-денежная политика в Швеции отличалась "твердым" валютным регулированием и использованием методов качественных ограничений (например, квоты на ликвидность и наличность, потолки кредитов и т. д.). Однако влияние процессов ослабления валютного регулирования за рубежом, в частности, в странах Европейского сообщества, и снижение эффективности используемых ограничений привели к их полной отмене в 1989 г.

Государственное регулирование в производственной сфере основывается на принципе невмешательства в деятельность фирм и компаний и поддержания эффективности децентрализованной рыночной системы производства. При этом проблемы конкурент-ности шведской экономики находятся в тесной связи с ресурсами и направлениями социальной политики.

.

В сельскохозяйственном производстве в Швеции занято лишь 3,8% активного населения страны, при этом оно полностью, а по некоторым видам сельскохозяйственной продукции даже с избыт-ком удовлетворяет потребности в ней. Усилия государства сосре-доточены на проведении наиболее рациональной политики содей-ствия производителям в решении их текущих и перспективных задач. Одна из них - сбыт излишков продукции на внешних рынках.

Основой аграрной сферы является частная собственность: четыре из каждых пяти фермеров хозяйничают на собственной земле, причем с преобладанием владений средних размеров (менее 30 га имеют 70% фермеров и только 3% — свыше 100 га).

В Швеции имеет широкое распространение активная государственная поддержка агрокооперации. Основными структурами здесь выступают кооперативные агропромышленные объединения. Кооперативы объединяют практически все хозяйства, через них проходит более 80% товарной продукции ферм, обеспечивается поставка 50—60% требующих средств производства. Через кооперативы фермеры реализуют 98% производимого молока, 80% зерна, 80% скота и птицы, 75% яиц. Важная черта таких кооперативов — действенное участие всех, кто в них входит, в управлении.

На поддержку фермеров ориентирована проводимая государственная политика налогов и льгот.

В целом Швеция привлекает внимание сочетанием частной собственности с широким государственным вмешательством во многие секторы экономики, приверженностью шведского народа полной занятости и равенству.

Однако, следует отметить, что в начале 90-х годов в Швеции на официальном уровне было заявлено об ошибочности избранного пути развития. Это было аргументировано тем, что политика "социального партнерства" и прямое участие государства в пере-распределительных отношениях привели к снижению конкурентоспособности шведских товаров на мировых рынках, значительному сокращению темпов внедрения новейших технологий в производство, распространению неоправданного социального ижди-венчества, снижению общей эффективности производства. В результате Швеция отказалась от "социальной уравниловки", усилила монетарные регуляторы и ослабила прямое государственное вмешательство в перераспределительные процессы. Ее генераль-ным курсом стала ориентация на повышение эффективности функционирования хозяйства. Это привело к снижению налогового давления, прекратилось падение промышленного производства, возросли доходы государственного бюджета, повысилась конкурентоспособность шведских товаров. Но одновременно сокращение социальных выплат усилило дифференциацию доходов различных групп населения, рост безработицы составил около 10%.