Амортизационная политика организации: вопросы теории и практики, страница 3

          Однако с 1991 года положение кардинально изменилось. Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90г. №1072 были утверждены новые нормы амортизационных отчислений. Организациям предписывалось на воспроизводство основных средств включать в состав затрат, в связи с чем амортизационный фонд вообще не образовывался, а основные средства должны приобретаться за счет  свободных оборотных средств. Это вызвало ряд серьезных вопросов: где взять такое количество свободных оборотных средств на покупку нового оборудования, если их не хватает на проведение ремонта; почему амортизация начисляется, а амортизационная политика как таковая не проводится? Результатом такого застоя явилось практически прекращение процесса воспроизводства. 

          Так в ходе рыночного реформирования были внесены некоторые изменения в систему амортизационных отчислений, в порядок начисления и использования амортизации. Остается актуальной проблема обесценивания денежных средств. В связи с высоким уровнем инфляции представляется важным адекватное определение амортизационной стоимости основных средств и оценка их износа. Поэтому в Беларуси в действие приводят Порядок проведения переоценки основных фондов предприятий и организаций, утвержденный Министерством статистики и анализа РБ от 27.12.94г., в соответствии с которой переоценка осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января. Кроме этого Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомстатом РБ 12.11.94г. был утвержден Временный порядок индексации амортизационных отчислений (износа) основных фондов.

          В 1997 году амортизационная политика претерпела некоторые коррективы, и субъекты хозяйствования стали вновь образовывать амортизационный фонд. С целью попытки устранения неадекватного определения оного из источников воспроизводства основных средств в 1997 году было принято «Положение о бухгалтерском учете формирования и использования амортизационных отчислений для обновления основных производственных фондов». В какой-то степени это было оправдано, так как эти средства не использовались по целевому назначению, а тратились на текущие нужды. Решение проблемы воспроизводства основных средств этим не исчерпывается, оно должно носить комплексный, всеобъемлющий характер. Само по себе создание амортизационного фонда не обеспечивает возможностей для  воспроизводства и проведения собственной амортизационной политики, поскольку накопленные средства оказывается недостаточно для обновления основных средств, даже в условиях их целевого использования.  

          Так на территории Республики Беларусь начисленные суммы амортизационных отчислений связывали с реальным износом объекта. В действительности амортизация выражает соотношение затрат на приобретение новых средств с полученными доходами через снижение этих затрат. Таким образом, реализуется принцип соответствия.

          В связи с этим в Республике Беларусь была разработана программа на 2001-2005 годы, которая к значительному дополнению элементов структуры амортизационной политики и ее перестройки в целом. Было введено новое «Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденное постановлением Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерства статистики и анализа РБ и Министерства архитектуры и строительства РБ от 23.11.01г.    № 87/ 110/96/18. Организация получила право самостоятельно выбирать способы начисления амортизации и определять сроки полезного использования объектов основных средств, то есть получила возможность влиять на размеры амортизационных накоплений и налогооблагаемой прибыли. Однако это положение претерпело ряд изменений.

          С 1 января 2003 года организациями республики был осуществлен массовый переход на новый порядок начисления амортизации основных средств. В настоящий момент к новой амортизационной политике уже все привыкли, однако вопросы по начислению амортизации остались.

          Для того чтобы с максимальной выгодой для организации использовать все преимущества действующих условий начисления амортизации, необходимо представлять себе цели и задачи новой амортизационной политики, также ее позитивные отличия от порядка амортизации основных средств, действующего ранее. Основные цели достигаются предоставлением права организации самостоятельно определять норму амортизации для каждого объекта основных средств, исходя из выбранного срока полезного использования, а также выбранного способа начисления амортизации.

          Особыми полномочиями при установлении сроков амортизации, их пересмотре, выборе способов начисления амортизации, изменений амортизируемой стоимости и другого наделяется Комиссия по проведению амортизационной политики, образованная в каждой организации.

          В настоящее время при разработке амортизационной политики комиссия ссылается на новый нормативный документ, который вступил в силу 1 июля 2004 года «Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа и Министерства архитектуры и строительства РБ от30.03.2004 г. №87/55/33/5. Она является  логическим  продолжением  выше

 указанного положения.

           Говоря о развитии амортизационной политики, следует также отметить и зарубежный опыт в этой области, которые выделяет применение иных методов начисления амортизации и способов учета амортизационных отчислений. Наиболее широко применялся метод ускоренной амортизации в США и Англии.

Метод дигрессивной амортизации достаточно распространен во Франции как способствующий согласованию французской системы амортизации с другими дигрессивными системами общего рынка, в частности с Германией.