Угрозы безопасности защищаемой информации, страница 10

Кроме американских разведывательных ведомств на территории России проявляют лмивность спецслужбы Германии, Франции, Бельгии, Израиля, Южной Кореи и других тсударств. Отмечается, что зарубежные инвесторы заинтересованы в контроле наукоемких областей промышленности, с целью получения информации о новейших достижениях и научно-технических разработках. Для достижения этой цели на базе российских предприятий ими создаются небольшие акционерные общества закрытого типа. При этом официальными целями декларируются такие, как развитие производства, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией и другие позитивные целевые установки. На самом деле, кроме попыток несанкционированного получения защищаемых сведений, зачастую осуществляется блокада выхода совместных предприятий на международный и внутренний рынок. Известна неприглядная история сотрудничества отечественного предприятия "Равенство», производящего радиолокационные системы гражданского назначения, с норвежской фирмой «Норконтрол». С участием фирмы было создано закрытое акционерное общество «Морские навигационные системы». Представители фирмы получили доступ к открытым отечественным разработкам. В ходе сотрудничества были выяснены истинные намерения зарубежных партнеров, приняты меры по защите информации о сущности и содержании новых образцов радиолокационного оборудования. В последствии наше предприятие самостоятельно вышло на международный рынок, в том числе, и при посредничестве других иностранных партнеров.

Примеры многочисленны. Любое государство, не исключая и наше, несет ощутимый ущерб если важная информация становится известной сопернику. В некоторых случаях ущерб приобретает неизмеримые размеры - миллиарды рублей, миллионы долларов. ()бссцениваются новейшие военные разработки, на поиск которых, на создание уникального оборудования, производство экспериментов, оснащение войск затрачены огромные средства. (' другой стороны, противоборствующая сторона получает немалый выигрыш, резко снижая татраты на достижение военно-технического превосходства. По этой причине каждое, достаточно развитое государство наряду с органами безопасности, имеет свою разведывательную систему, основой которой являются разведывательные службы, выступающие в роли поставщиков защищаемых конкурентами сведений..

Понятие разведка объединяет такие виды деятельности, как «Добывание, сбор, обработка и изучение данных о военно-политической обстановке в отдельных странах и коалициях, их вооруженных силах, военно-экономическом потенциале, составе, положении, характере действий»[ 13].

Основными принципами разведывательного сбора данных являются:

целеустремленность - достигается точным определением задач и объектов разведки, планированием и координацией разведывательных действий;

активность - обеспечивается активизацией функций всех элементов разведывательной системы, поиском оригинальных, нестандартных методик информационного сбора, оперативной адаптацией разведывательных действий к условиям обстановки;

непрерывность - поддерживается временным постоянством использования средств разведки и агентурной сети;

скрытность - достигается тайным проведением мероприятий по подготовке к разведывательным действиям и добыванию защищаемой информации.



150


151


Органы разведки выполняют функции, ориентированные за пределы государства, а значит должны обладать развитой сетью спецслужб на зарубежных территориях. Подразделения сбора информации с помощью технических средств и систем могут размещаться и на территории государств, ведущих разведку, в зависимости от дальности действия. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными государственными структурами (специально созданными ведомствами), так и определенными подразделениями министерств и ведомств, прямо не связанных с разведкой. В США. самостоятельным и достаточно влиятельным ведомством, занимающимся сбором разведданных, является Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В состав Министерства обороны США входит Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО). В Министерстве энергетики имеется агентство по атомной энергии, занимающееся поставкой правительству необходимых сведений, в своей сфере компетенции. Госдепартамент США содержит бюро разведки и исследований. Другие министерства и ведомства США также имеют соответствующие службы. При чем, 1\\'Ъ координирует деятельность ведомственных разведорганов, являясь главным.

Перечислим главные разведывательные ведомства развитых государств:

Англия - Секретная разведывательная служба (Сикрет интеллидженс сервис);

Франция - Главное управление внешней безопасности (ДЖСЕ - французская аббревиатура);

ФРГ - Федеральная разведывательная служба (БНД - Бундеснах рихтендинет).

Спецслужбы, выполняющие главенствующую роль, подчиняются, как правило, главам государств. Так, в США непосредственное руководство разведывательными ведомствами осуществляет Президент через специальные органы. В этой стране таковыми являются:

Совет национальной безопасности (СНБ) - совещательный орган, вырабатывает критерии внутренней, внешней и военной политики, определяет основные направления деятельности в области внешней разведки.

Комитет СНБ по оценке политики в области разведки - структурирует задачи, устанавливает приоритеты и разрабатывает программы деятельности для внешней разведки, определяет бюджет разведдеятельности, оценивает качество работы разведорганов, составляет отчетные документы.

Комитет СНБ по специальной координации - рассматривает и предоставляет главе государства планы тайных операций политического, экономического и военного характера.

Директор центральной разведки - подчиняется СНБ, выступает в качестве главного советника Президента по внешнему сбору информации, обеспечивает все государственные органы необходимыми сведениями, полученными по каналам спецслужб, одновременно является директором ЦРУ и руководит другими разведывательными ведомствами, что касается оперативной и разведывательной работы (является координационным руководителем «разведывательного сообщества»).