Социальные изменения, социальное развитие и прогресс. Социальные типы личности. Предыстория социологии. Теория ''Третичной'' цивилизации, ''цивилизации досуга''

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1.Социальные изменения, социальное развитие и прогресс.

При всем разнообразии типологий общества у большинства из них есть общий знаменатель в них так или иначе отражаются происходящие в обществе изменения. И это выдвигает еще один аспект анализа общества - его динамика. Его актуальность связана с тем, что сегодня масштабы и темпы социальных изменений резко возросли.

Социальные изменения являются наиболее общей характеристикой социодинамики общества. В определениях социальных изменений подчеркивается :

•  их всеобщность, - любые необратимые перемены социальной системы,

•  их разноплановость, разноуровневость происходящие с течением времени преобразования в организации общества, образах мышления и образцах поведения,

•  их наблюдаемость, фиксируемость различными средствами социологического анализа.

Между тем нужно и в теории и в практике учитывать различия:

   социальное изменение ? социальное развитие. Социальное развитие характеризует лишь направленные, необратимые социальные изменения. Этим оно отличается от циклических социальных изменений, которым присущи повторяемость. Нельзя недооценивать и такую характеристику общества как социальная стабильность. Она охватывает нормальное функционирование, воспроизводство социальных структур, институтов, процессов и отношений, сочетая их устойчивость и изменчивость.

Социальное развитие ¹ прогрессивное развитие. Прогресс улучшение - лишь одно из направлений социального развития. Само развитие весьма противоречиво. В нем прогрессивные изменения неотделимы от регрессивных. Важно учитывать и каких усилий, затрат, издержек, жертв требует прогресс, какова социальная цена прогресса?


2.Социальные типы личности

Смена типов социального контроля связана со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 50-х годах американский социолог Д. Рисмен разграничил 3 типа таких ориентации:

1. традиционно -- ориентированный -- приверженный традициям, обычаям

2.извне - ориентированный - подверженный влиянию других,

3.изнутри - ориентированный -ориентирующийся на свои цели.

При всей условности и ограниченности такой типологии она позволила оценивать то или иное общество, и выделить некоторые типы личности:

фанатик, догматик, традиционалист (ориентация традиционная),

конформист (ориентация извне),

бунтарь, эскапист (от латинского - бежать, уходить, ориентация изнутри),

 флюгер, маргинал. (неустойчивые ориентации). Для социолога основным моментом в изучении личности является анализ ее наблюдаемого поведения, ее поступков в конкретной ситуации. Социальный статус личности, занимаемая ею позиция во многом определяют ее поведение. Желание повысить или сохранить свой статус подталкивает человека к соответствующему типу поведения:

3.Предыстория социологии.

Стремление понять смысл социальных процессов, их природу, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания. Среди этих социальных мыслителей можно выделить:

античных философов Платона (теория «идеального государства») и Аристотеля (характеристика человека как общественного существа, «политического животного»),

 идеологов «централизованного государства» и «сильной власти» 14-16 веков (Н. Макиавелли и Ж. Боден),

просветителей 17-18 веков, разработавших теорию «естественного права» и «общественного договора», который люди заключают для обеспечения своих интересов. Социальных утопистов, мечтавших о более совершенном устройстве общественной жизни (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье).

Родоначальником социологии может считаться французский ученый Огюст Копт (1798 - 1857), т. к. первый ввел в обиход термин социология, хотя сам долгое время использовал термин «социальная физика», подчеркивая важность подхода к социальным проблемам с позиции естествознания, используя его научные методы. Конт впервые поставил проблему самостоятельного статуса социологии.


4.Теория ''Третичной'' цивилизации, ''цивилизации досуга''.

Структурный анализ общества в данном измерении связан с выделением отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономическая, политическая и т.д.), с рассмотрением взаимосвязей между ними и выявлением их исторически изменяющейся социальной роли. На этой основе ряд социологов характеризуют современное общество как «третичную цивилизацию», переходящую в «четвертичную».

Эти концепции опираются на разграничение «секторов» общества:

1.  «первичный» - аграрный;

2.   «вторичный» - индустрия;

3. «третичный» — управление, торговля, транспорт, сфера услуг. Третичная цивилизация характерна распределением рабочей силы между 1,2 и 3 секторами в соотношении 10: 10: 80;

4.  «четвертичный» постепенно индустрия «свободного времени» становится доминирующей, возникает «цивилизация досуга» (Ж. Фурастье).

5. Социальная среда и личность.

Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих  всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.   Что бы отразить совокупность целостных психических  и культурно исторических особенностей  индивида, используют понятие “личность”  - ее характеристиками в социологии  являются  - активность,   мотивы, цеености, культура, архетип. Социология чаще  оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической  социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у  Вебера ограничивалась выделением специфических  мотивов и основанных  на  них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед  - ввел в социологию  понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного.

Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”:

   Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его  действия определяются только интенциями его психики, то социология тереяет свой предмет - сводится к  психологии

   Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются  действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории.


7.Социологический подход Т. Парсонса.

Социология чаще  оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической  социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у  Вебера ограничивалась выделением специфических  мотивов и основанных  на  них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед  - ввел в социологию  понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного.

9.Социально-экономичнские различия в структуре общества

Социально – экономические различия

Похожие материалы

Информация о работе